Урок 30. Внутреннее строение земноводных.Тема урока: Органы полости тела и нервная система земноводных.

0
839
информатика

Цели урока: Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях внутреннего строения и жизнедеятельности земноводных; подвести учащихся к пониманию взаимосвязи строения системы органов с выполняемыми функ­циями; совершенствовать умения работать с учебником, рисунками, таблица­ми, схемами, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Оборудование: Влажный препарат «Лягушка», таблицы «Лягушка», «Схе­мы кровообращения позвоночных», «Головной мозг позвоночных», текст «Добывание пищи» (на каждую парту).

Ход урока

Организационный момент

И. Актуализация знаний

Индивидуальная работа по карточкам

Впишите в текст вместо пропусков нужные слова.

Земноводные — это … животные, жизнь которых связана как с …, так и с… . На голове ее заметны два выпученных глаза, защищенные … . Лягушка ды­шит… воздухом, который попадает в ее организм через … . Кожа у лягушки, как у всех земноводных …, всегда влажная благодаря жидким слизистым вы­делениям кожных …. Земноводные с … температурой тела. Органами дыха­ния служат … и … . В воде лягушки плавают. Лягушачий стиль плавания называется брассом. Одним из приспособлений к плаванию является… между пальцами стопы.

Сравните форму тела лягушки с формой тела рыб. В чем сходство и различие? Почему лягушка может жить на суше, а рыба, оказавшаяся на ней, погибает?

Каковы особенности скелета лягушки по сравнению со строением скелета рыбы? Как можно объяснить появление этих особенностей?

Решение биологических задач.

В умеренном поясе водится несколько десятков видов земноводных, а в тропиках их около 1,5 тысяч видов. Как это можно объяснить?

Почему кожа лягушки покрыта не водой, а слизью?

Зеленые и бурые, лягушки имеют покровительственную окраску тела, квакши меняют свою окраску: на листьях деревьев они зеленые, на стволах деревьев — бурые. Как можно объяснить, что у жерлянок име­ются ярко окрашенные участки кожи?

Было время, когда лягушек (жаб) помещали в сосуды с молоком и оно долго не скисало. Объясните этот факт.

Имеются данные, что лягушки, лишенные кожного дыхания, живут около 3-4 дней, тогда как лягушки, лишенные легочного дыхания — 20-40 дней. Какие выводы можно сделать на основе этих данных?

Тихий опрос по вопросу «Особенности внешнего строения земноводных в связи с обитанием в двух средах» (2 человека).

Расшифруйте характеристику земноводных, показанную в опорном конспекте. Составьте связный рассказ (см. приложение).

Изучение новой темы

Активизация познавательной деятельности.

Огромная часть наших знаний по физиологии получена в исследованиях на лягушках, неприхотливых, терпеливых, живучих существах. Внесли они свой вклад и в развитие эмбриологии. Не случайно в Париже и Токио есть па­мятники лягушкам. Эти памятники воздвигнуты медиками, которые прово­дят на лягушках тысячи экспериментов.

Давайте и мы рассмотрим, как устроена лягушка внутри и попробуем вы­яснить, как особенности строения систем внутренних органов связаны с образом жизни.

Какие системы внутренних органов обеспечивают жизнедеятельность организма животного?

Пищеварительная система земноводных во многом сходна с пищевари­тельной системой рыб, имея тот же тип строения.

3 Рассмотрите строение пищеварительной системы лягушки и отметьте, чем оно отличается от строения пищеварительной системы рыб. (§ 47, стр. 142).

Кроме этого, нужно учесть, что лягушки — первые «слюнтяи» планеты. Чтобы на суше можно было легко глотать сухую добычу, потребовалась смаз­ка — слюна. Напомню, что питаются они различными беспозвоночными:-му- равьями, пауками, жуками, моллюсками и т.д. Однако слюна не содержит пищеварительных ферментов.

Интересен материал о том, как земноводные добывают себе пищу (самос­тоятельное знакомство с текстом).

Добывание пищи

Глаза лягушки устроены так, что она способна видеть только подвижных насеко­мых. На зрение при охоте полагается большинство бесхвостых амфибий-охотников, но кое-кому помощник и нос. Учуяв запах пищи, шпорцевые и травяные лягушки, напри­мер, начинают искать ее с удвоенной силой.

Но вот добыча перед носом. Лягушка не мешкая бросает лассо: собственный мяси­стый язык. Прикреплен он у лягушки шиворот-навыворот: не в глубине рта, а недалеко от подбородка. На кончике его, посередине — глубокая выемка, а сам он покрыт клей­кой слизью. Язык молниеносно выскакивает изо рга. Он может достичь добычу, сидя­щую в пяти сантиметрах от лягушки. У европейских пещерных саламандр язык длинный, стебельчатый, с хлопушкой на конце. Итальянская саламандра выбрасывает язык всего за одну долю секунды, у жабы-аги он покидает рот за три сотых секунды, а у американской жабы — почти в два раза быстрее.

Лягушки настигают добычу где угодно: перед собой, над собой и даже могут скак­нуть вверх и лететь спиной вниз. Прыгают они уже с открытым ртом.

Лассо пользуются не все амфибии.

Вроде бы нет ничего проще, чем глотать еду: только успевай ее проталкивать язы­ком. Однако это не может делать язык лягушки. Кто же выполняет эту работу? Глаза. Время от времени они исчезают с физиономии лягушки, втягиваются куда-то внутрь головы и проталкивают в пищевод очередную порцию еды.

Попадает добыча в желудок целиком, нетронутой. У лягушки около ста зубов, да еще штук двадцать на небе. Не спешите завидовать. Эти сто зубов, все до единого, на од­ной челюсти, на верхней. Они направлены внутрь рта. Зубы помогают лягушке удер­жать добычу, и только. Но и это важно. А поскольку нужда в зубах есть, когда зуб станет старым, он выпадет, заменится новым. У пожилых лягушек во рту можно обнаружить второй, иногда и третий ряд зубов-заменителей.

Учащиеся формулируют главные мысли. После самостоятельной работы, обобщая материал о пищеварительной системе, учитель отмечает главное:

Лягушка питается подвижными беспозвоночными, которых она ловит с помощью липкого языка; в акте глотания участвуют глаза.

Пища в ротовой полости смачивается слюной — это важное приспо­собление для проглатывания сухой добычи в условиях суши.

Кишечник дифференцирован; в нем заметно выделяются двенадца­типерстная кишка (переваривание пищи), тонкая кишка (переварива­ние и всасывание), толстая (скапливает остатки), прямая кишка и ее расширение — клоака. Все это улучшает процесс переваривания пйщи.

Чем же еще может удивить лягушка? А вот чем.

Вот сидит травяная лягушка. Целый час следи за ней — она не стронется с места. А от ощущения, что лягушка секунду назад закончила кросс на даль­нюю дистанцию, отделаться не удается. Так быстро колеблется у нее горло. До 140 раз в минуту. В чем дело? А дело вот в чем. У лягушки нет грудной клетки. Вы спросите: «А какая связь грудной клетки с процессом дыхания?» Прямая. Давайте попробуем подышать сами. Чувствуете, как во время вдоха грудная клетка расширяется, а во время выдоха — возвращается на место? О чем это говорит? Это говорит о том, что грудная клетка участвует в процессах вдоха и выдоха. Расширяют мышцы грудную полость, давление в ней падает — воздух устремляется в легкие. Сократится грудная полость, давление в ней станет выше, воздух выходит из легких. Такой насос называется всасывающий. А вот лягушки воспользоваться таким насосом не могут. Как же они дышат?

Организуется самостоятельная работа по материалу § 47, рис. 201, глава «Дыхательная система». Учащиеся отмечают следующее:

Органы дыхания земноводных — легкие и кожа. Легкими дышат толь­ко на суше, а кожей — как в воде, так и на суше. Газообмен происходит только через влажную кожу.

Личинки земноводных дышат жабрами.

В процессах вдоха и выдоха большое значение имеет дно ротовой по­лости, способное опускаться и подниматься.

Поверхность легких небольшая.

Учитель дополняет ответы учащихся следующими фактами:

Чем объемистей полость рта, тем больше воздуха может вместиться в нее. Вот почему приплюснутая голова у лягушки такая широкая.

Насос, используемый лягушкой для поглощения воздуха, называется нагнетательным.

При двойном образе жизни первоклассные легкие лягушке совсем ни к чему. Смерть от недостатка кислорода ей не грозит.

Для более активного использования нового органа дыхания земноводные обзавелись вторым кругом кровообращения, а в сердце появилась дополни­тельная перегородка — оно стало трехкамерным. В сердце земноводных два предсердия и один желудочек. Он не разделен перегородкой и два потока кро­ви, артериальный и венозный, частично смешиваются. Частота сокращений сердца — 40-50 раз в минуту. Кровь обегает ее тело за 7—11 секунд. Сердце устроено так, что к легким и коже поступает кровь, бедная кислородом; к телу и внутренним органам поступает кровь, более богатая кислородом. К голов­ному мозгу поступает кровь, наиболее богатая кислородом.

Таким образом, несмотря на наличие всего одного желудочка, у лягушки существует система целесообразного распределения крови, в разной степени обогащенной кислородом, между легкими, внутренними органами и мозгом (Учитель обращает внимание на термины: вены, артерии, капилляры, венозная кровь, артериальная кровь).

Выделительная система, как и дыхательная, также тесно связана с крове­носной системой. У земноводных, как и у всех позвоночных, она состоит из пары почек, мочеточников и мочевого пузыря. Кровь приносит почкам жид­кие продукты обмена веществ. Образующаяся моча по мочеточникам посту­пает в клоаку, оттуда в мочевой пузырь, а затем, после наполнения, в клоаку и удаляется наружу.

Вот так слаженно работает организм лягушки. Такая работа, обеспечиваю­щая жизнь животному, находится под контролем нервной системы. Как мы ви­дим на рис. 204, она состоит из центральной нервной системы — головного и спинного мозга и отходящих от них нервов. Головной мозг имеет 5 отделов: про­долговатый, средний, мозжечок, промежуточный, передний. Головной отдел земноводных в целом относительно величины их тела маленький. Особенно сла­бо развит мозжечок, имеющий вид небольшого валика.

Как вы думаете, почему?

Однако передний мозг у лягушки более крупный. Новое качественное раз­витие получили органы чувств — органы зрения, слуха, обоняния. Воздушная среда дала большие возможности для ориентировки в пространстве.

Почему лягушка на ощупь такая холодная?

Почему лягушек, которые очень прожорливы в жаркие летние дни, зи­мой можно содержать для лабораторных целей где-нибудь в чулане или подвале, не заботясь об их пропитании?

Вывод: Земноводные — холоднокровные животные. Температура их тела зависит от температуры окружающей среды.

Закрепление

О Дайте характеристику особенностям внутреннего строения и обмена ве­ществ земноводных животных в связи с двойным образом жизни.

О В процессе проведения опыта установили, что при температуре около 0 °С лягушки делают прыжки длиной 10—15 см, а при температуре около 25 °С — около 100 см. Объясните результаты опыта.

Домашнее задание

§47, вопросы после параграфа, записи в тетради, термины.

Дополнительный вопрос. Докажите, что трехкамерное сердце действитель­но наиболее подходящее для лягушки при ее земноводном образе жизни и важной роли кожного дыхания.