Цели урока:
дать представление учащимся о ценностях «народ» и «сокровища народа»;
формирование у детей осознания исторической значимости духовного сокровища народа;
воспитание у школьников казахстанского патриотизма и любви к своей Родине.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, ролевая игра, практическая работа, мгновенная рефлексия.
Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя помощница», ребус, яблоки для игры, листы для «Сокровищницы знаний и чувств».
Ход урока
1. Круг радости
Дети! Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Мы все снова пришли на этот урок, чтобы узнать о себе и других, научиться понимать себя и других. Это замечательно, что мы все такие разные, говорим и общаемся на разных языках народов Казахстана, учимся друг у друга через язык мыслей, слов, чувств и сердец.
Давайте сегодня мы с вами поздороваемся на разных языках народов Казахстана. Ведь мы знаем, что Республика Казахстан – это многонациональная страна. Поэтому в нашем государстве звучат речи более ста тридцати его народов. «Салеметс i з бе!», «Здравствуйте!», «Здоровеньки буллы!», «Шолом!» и т.д.
2. Поговорим
Тема нашего сегодняшнего урока «Самопознание» очень важна и необычна. Ее название необходимо угадать. Обратите внимание на доску. Это – ребус. Название темы урока зашифровано в этом ребусе. Поработайте над ним.
Молодцы, ребята! Вы правильно расшифровали ребус. В нем были зашифрованы слова «Сокровища моего народа».
Скажите, пожалуйста, что значит для вас словосочетание «мой народ»? (Ответы детей).
3. Обратимся к учебнику
Молодцы ребята! Правильно! Давайте прочитаем, как объясняет нам слова – ценности «народ» и «сокровища народа» страничка нашей «Азбуки».
Народ – это самое бесценное сокровище родной земли.
Народ – это население государства, жители страны.
Сокровища народа – это его история, культура, язык, традиции, обычаи, устное народное творчество.
Учитель может спросить у детей, как они поняли эти определение.
У каждого гражданина страны, в том числе и у нас с вами, есть своя национальность: казах, русский, украинец, еврей, кореец, немец и т.д. Представляете, ребята, в нашей стране проживают люди более ста тридцати наций и народов. И все они составляют один единый народ – казахстанцы. Поэтому – первая строка Конституции Республики Казахстан звучит так: «Мы – народ Республики Казахстан».
4. Творим в тетради
А сейчас ребята, откроем нашу тетрадь «Моя помощница». Прочтите пословицы. Подумайте. Что общего в них? О какой духовной ценности говорится в пословицах? Раскрасьте пословицу, которая вам понравилась (Задание 1).
5. Обратимся к учебнику
Родная земля славится своим народом, своими людьми. Об этом говорит «Азбука Самопознания». Ровно шестьдесят лет тому назад закончилась Великая Отечественная война, где народ вышел победителем. Об этом написано и рассказано очень много.
Давайте и мы прикоснемся через «Азбуку» к страничкам этих великих исторических событий. Прочитаем вместе, выразительно стихотворение Л.Н.Мартынова «Народ-победитель».
Возвращались солдаты с войны.
По железным дорогам страны
День и ночь поезда их везли.
Гимнастёрки их были в пыли
И от пота ещё солоны
В эти дни бесконечной весны.
Возвращались солдаты с войны.
И прошли по Москве, точно сны, –
Были жарки они и хмельны,
Были парки цветами полны.
В зоопарке трубили слоны, –
Возвращались солдаты с войны!
Возвращались домой старики
И совсем молодые отцы –
Москвичи, ленинградцы, донцы…
Возвращались казахи и сибиряки.
Возвращались сибиряки –
И охотники, и рыбаки,
И водители сложных машин,
И властители мирных долин, –
Возвращался народ-исполин…
Возвращался?
Нет!
Шёл он вперёд,
Шёл вперёд
Победитель-народ!
Понравилось ли вам стихотворение?
Какие чувства и настроения оно рождает у вас?
Вспомните, есть ли в вашей семье близкие и родные, которые защищали нашу страну в 1941-1945 гг. (Ответы детей).
6. Чтение произведения. О.Кириллов «Про девочку без роду, без племени». Беседа
Молодцы ребята! А сейчас внимательно послушайте одну историю. У вас в «Азбуке» есть этот рассказ, и вы можете читать вместе со мной.
Пошла одна девочка Оля гулять в парк. Гуляла-гуляла и попала на полянку, где ученые ждали приземления инопланетян. Увидели они Олю и говорят:
– Привет тебе, инопланетянка!
– Что вы, дяденьки! – говорит Оля. – Я же ваша, земная.
– А вот мы сейчас проверим, – говорят ученые. – Если ты земная, спой нам что-нибудь из фольклора!
– Из чего, из чего? – удивляется Оля.
– Фольклор – это народная мудрость, народное творчество, которого инопланетяне знать не могут. Фольклор возник давно, когда человечество еще не имело письменности. В песне, сказке люди выражали свои чувства и мысли, передавали свои раздумья о прошлом и мечты о будущем, а с помощью обрядовых заклинаний и песен они как бы разговаривали с природой, просили у нее хорошего урожая. Правда, в последнее время люди уже начинают забывать этот язык и почти не понимают из-за этого окружающий мир и природу… Но настоящие земляне помнят народные песни. Спой, докажи, что ты – землянка!
– Мои мысли – мои скакуны… – запела Оля.
– Не то, не то! – запротестовали ученые. – Про скакунов телевизор каждый день гремит, инопланетяне могли услышать и выучить.
– Не сыпь мне соль на рану. Она еще болит… – захрипела девочка, подражая голосу певца.
– Ой-ой-ой! – всплеснули руками ученые и заткнули уши. – Не знаешь ты фольклорных песен! Без роду ты, без племени! Не инопланетянка и не землянка – так, в общем, не поймешь что!
Заплакала девочка Оля и пошла прочь.
Понравился ли вам рассказ? О чем он?
Права ли девочка Ольга?
Как проучили девочку ученые? (Ответы детей).
7. Игра «Собери яблоки»
А теперь ребята, давайте поиграем, отдохнем. А поиграем мы с вами в игру туркменского народа «Собери яблоки». Для этого надо всем встать в круг.
На табурет кладут яблоко. Ребята по очереди берут мячик и подбрасывают его вверх. Пока мяч не коснется земли, надо собрать «урожай» – взять с табурета яблоко. Те, кому это удастся, продолжают играть – кладут на табурет два, три, четыре яблока и т.п.
Побеждает тот/-та, кто смог/-ла собрать больше яблок за то время, пока мяч был в воздухе. Вместо яблок можно использовать камушки, косточки слив и т.д.
8. Поговорим
В большой стране, как наша Республика Казахстан, у каждого человека есть свой маленький уголок – город, аул, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придаёт силы.
Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.
Расскажите, а как вы понимаете слово «сокровище»?
Какие бывают «сокровища»?
Что вы относите к сокровищам нашей Родины и нашего казахстанского народа? (Ответы детей).
У всех народов Казахстана есть свои сокровища. А они духовные и материальные. Они являются достоянием народов всех времен и поколений, которые в течение многих столетий накапливали и обогащали их. Народы нашей страны берегут эти сокровища.
9. Творим в тетради «Моя помощница»
Ребята, а теперь давайте вернемся к нашей тетрадке «Моя помощница». Прочтите внимательно задание (Задание 2). Подумайте над ним. Поразмышляйте, что из них являются духовными сокровищами, а что – материальными? Нужно все слова-ценности, что написаны в рамочках: традиции, обряды, история народа, национальная валюта, дружба, мир, согласие, родина, народные герои, загадки, поговорки, национальный костюм, многонациональный народ, пословицы, земля, недра, территория, разбросать по нижним двум столбикам: духовные и материальные сокровища моего народа. Раскрасьте одним цветом духовные ценности, другим – материальные. ( Дети работают самостоятельно, каждый в своей тетради).
Ребята, посмотрите и подумайте, какие сокровища вы бы хотели еще дописать. Пожалуйста, укажите их в своих столбиках.
Далее ребята должны:
поделиться на четыре микрогруппы;
выслушать и обсудить то, что написано каждым ребенком;
в результате совместной работы и обсуждения, выбрать только 5 духовных и пять материальных сокровищ нашего народа;
красиво презентовать свою совместную деятельность.
Вы все правильно рассуждаете. Человек должен и обязан знать и чтить историческое, культурно-духовное наследие своего народа, своего государства. У русского народа есть хорошая поговорка «об Иване, не помнящем родства». Каждый из вас должен стремиться к тому, чтобы не быть человеком, не знающим истории своей страны, своего народа, своего рода, своей семьи.
10. Домашнее задание
В учебнике «Азбука Самопознания» прочитайте внимательно, выразительно стихотворение Н.Поляковой «Родина моя». Выучите его.
11. Круг «От сердца к сердцу»
Сегодня мы свой урок посвятили очень важной теме – «Сокровища моего народа». И тема урока, и ход урока наводят меня на интересную мысль. Давайте создадим в своем классе «Сокровищницу знаний и чувств».
Вы согласны, дети? (Ответы детей).
Очень хорошо. Напишите, пожалуйста, на листках бумаги свои чувства и мысли о том, что вы узнали и познали на этом уроке. Когда вы напишете их, мы создадим альбом и назовем его «Сокровищницей знаний и чувств».
12. Потенциал
Волк и коза (латышская игра)
По считалке дети выбирают «волка» и «козу», остальные – «пастухи». Взявшись за руки, «пастухи» движутся по кругу. «Волк» должен поймать «Козу», но попасть в круг он может только через «ворота» (двое ребят движутся по круге с поднятыми руками), а «коза» – в любом месте. Когда «волк» поймает «козу», игра начинается сначала.
Сидит волк в избушке.
Пьет чаек из блюдца.
Ольховый чай, пахучий, с сахаром вприкуску.
Сам кряхтит, самовар пыхтит
– Эй, Коза!
Открой глаза.
Выходи сюда, Коза.
– Только, чур, не пятиться.
Не робеть, не прятаться.
Некого бояться:
Серый волк в избушке
Пьет чаек из блюдца
С сахаром вприкуску!
Скачка (киргизская игра)
По считалке ребята выбирают водящего и становятся в круг. Хлопая в ладоши, они скачут галопом по кругу, изображая всадников. Скачку выигрывает тот, кто на лету подхватит платок, брошенный водящим в центр круга.
«Айдап сал» (казахская национальная игра)
Играют дома или в специальных местах отдыха, где собирается множество людей. Участвует каждый, кто желает.
Собравшиеся делятся на две группы, одна из которых выходит на улицу, а другая остается дома. Ведущий игры именами находящихся на улице называет каждого в помещении и, отметив это для себя, предупреждает всех хранить молчание. Теперь с улицы игроков по одному приглашают в дом. Вошедший должен найти среди сидящих носителя своего имени и указать на него. Если он не найдет, то его отведут в специальное место для «виновных». После того, как все с улицы, по одному зашли в дом, поиск закончился. Не нашедшие носителей своих имен оказываются в числе «виновных», как и те, кого обнаружили; «виновники» в равной мере понесут наказание. Форму наказания определяют собравшиеся, и по желанию публики «виновные» развлекают многочисленных зрителей, песнями, танцами – в общем, кто на что способен.
Так завершается первый тур игры. Во втором туре игроки обеих групп меняются местами, и игра снова повторяется в описанном порядке. Тот, кто отгадывает, имеет право задать сидящим всего 3 вопроса: – с каким животным можно сравнить; – с каким фруктом; – какой цвет больше всего подойдет его характеру.