Цель урока: расширять у учащихся знания о мире, человеке и человеческих взаимоотношениях; раскрывать понимание значимости самих себя для своей семьи и семьи для каждого человека; развивать чувства единения с семьей и через нее – с родственниками, народом и человечеством; воспитывать чувства ответственности и сплоченности.
Методы : беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, игра, практическая работа.
Ресурсы: хрестоматия, тетрадь «Моя помощница», макет «Дом», фигурки человека для каждого, солнышки с текстом, слова – карточки.
Круг радости
– Сегодня мы начнем урок с того, что попробуем угадать, какие качества одноклассников особенно нравятся мамам, папам, дедушкам, бабушкам. Я начну первой. «Я думаю, что родным Болата очень нравятся его доброта и чувства юмора».
Побеседуем
– Человек – это и школьник, и мальчик, и девочка, и еще частичка своей семьи, своего рода.
– Расскажите, как вы понимаете слово «семья»?
– А что такое семья?
– В какой семье ребенок чувствует себя хорошо?
Ответы детей учитель записывает на макет, который изображает большой дом.
– Семья – это…
– Давайте поразмышляем, зачем человеку нужна семья?
Ответы детей.
– Действительно, человеку в одиночку жить неуютно, неинтересно, а иногда даже опасно. Каждому человеку очень важно быть вместе с самыми родными и близкими людьми. Семья – это защита, это эмоциональный комфорт человека. И ещё семья нужна для продолжения своей фамилии, своего родового древа и в целом для продолжения человечества.
– Как вы думаете, что в семье самое главное?
Ответы детей.
– Конечно же, самое главное в семье – это любовь, взаимопонимание и мир.
Эти слова – карточки учитель прикрепляет на фундамент макета дома.
– Как вы думаете, что означают слова «я – часть семьи»?
Ответы детей.
– Действительно, каждый из вас – это важная составная частичка вашей семьи. Без вас, детей, семья не может быть полноценной и счастливой. Потому что ребенок – это радость, счастье и украшение любой семьи. Дети! Вы – самая любимая и важная часть родительского дома. Следовательно, и вы ответственны за свою семью, за её покой и радость.
– Замечали ли вы когда-нибудь, что от ваших слов, от вашего здоровья, от ваших успехов в школе, от вашего поведения зависит настроение ваших родителей, мир и лад в вашей семье?
– Расскажите о таких ситуациях.
Дети могут по желанию делиться мыслями и впечатлениями.
Почитаем в хрестоматии
Инсценирование рассказа «Про Катю»
– В хрестоматии есть рассказ о том, что мир, лад и согласие в семье между родными и близкими зависит от каждого. (Дети читают рассказ заранее).
– Давайте вспомним этот поучительный рассказ, который называется «Про Катю». Для этого каждая группа подготовит инсценировку отрывка рассказа. (Учитель делит детей на несколько групп и распределяет между ними материал текста).
Инсценирование рассказа.
– Теперь, когда я вспоминаю об этом, мне всё кажется пустяком. Но тогда я здорово переживал и считал себя предателем. Хуже нет, когда ты сам себя считаешь предателем. Но лучше я расскажу всё по порядку.
Мы жили с сестрой в одной комнате. Сначала это была моя комната, но потом Катьку подселили ко мне. Конечно, мне это не понравилось. Ведь она была младше меня на целых пять лет.
– Только попробуй что-нибудь тронь у меня! – сказал я. – Сразу вылетишь!
– Я не трону, – прошептала Катька.
Она стояла на пороге своей комнаты, прижимая к груди куклу.
– Этого ещё не хватало! – сказал я. – Здесь не детский сад.
Я думал, Катька начнёт меня уговаривать, чтобы я впустил её с куклой, но она молча убежала.
– Как тебе не стыдно! – сказала мама. – Видишь, она к тебе тянется. Она тебя любит, а ты…
Я недовольно хмыкнул. Я не переносил нежностей.
– Честное слово, Вадик, я ничего не трону. – Катька вернулась уже без куклы. – Честное-пречестное.
– Я тебе не Вадик, – сказал я, – а Вадим.
Теперь я стал аккуратно придираться к Катьке: искал повод, чтобы от неё избавиться.
Но она была тише воды, ниже травы: не таскала моих книг, не трогала тетрадей. Ни разу не прикоснулась к коллекции марок!
Стыдно признаться, но я подглядывал за ней.
Как-то я вернулся из школы раньше обычного, тихо подошёл к дверям нашей комнаты и увидел около моего стола Катьку и её дружка Яшу.
Вот-вот они должны были нарушить мой запрет, вот-вот чья-нибудь рука, Катькина или Яшина, должна была притронуться к моему столу. И я с криком: «А-а-а, попались, голубчики!» – готов бы ворваться в комнату.
Но Катька вовремя спохватилась и отвела Яшу в свой угол.
– Ты ничего не трогай, – сказала она строго. – Вадик не разрешает.
– А почему? – удивился Яша.
– Это не твоего ума дело, – ответила Катька. – Лучше поиграем в кубики.
– В кубики надоело, – сказал Яша.
– Ну, тогда давай в вопросы и ответы.
– Давай, – согласился Яша.
– Кто самый сильный из всех мальчишек? – спросила Катька.
– Вадька, – привычно ответил Яша.
– Сколько раз я тебе говорила, что не Вадька, а Вадим! – возмутилась Катька.
– Ты сама называешь его так, – возразил Яша.
– Так то – я. Он мой брат, – ответила Катька и спросила: – А кто быстрее всех бегает в нашем дворе?
– Вадим, – выдавил Яша.
– Когда мы вырастем, то будем вместе путешествовать.
– А где вы будете путешествовать? – спросил Яша.
– Сначала мы поедем в Южную Америку, – сказала Катя. – В эти… в леса, которые называются джунгли.
– Там дикие звери, – сказал Яша.
– Да, – тихо и мечтательно ответила Катька. – Там тигры, леопарды и гремучие змеи. Но мы с Вадиком ничего не будем бояться!..
Собственно, эта история началась, когда мы вернулись с дачи.
В этот год Катька должна была идти в первый класс, и поэтому мы вернулись в город раньше обычного. Надо было успеть подготовить её к школе.
Только мы приехали с дачи и разгрузили вещи, и мама тут же впопыхах убежала на работу, как в дверь позвонили. Я открыл и остолбенел. Думал, мама вернулась, а передо мной – Свиридова. Моя одноклассница. Она раньше никогда не заходила, хотя жила в нашем подъезде.
– Здравствуйте, – сказала Свиридова.
Она здорово изменилась, загорела и выросла.
– Привет, – ответил я.
– К вам можно? – спросила Свиридова.
– Конечно, – ответил я.
Мы прошли в комнату, и Свиридова села в кресло, положив ногу на ногу.
– Я видела из окна, как вы приехали, – сказала Свиридова. – И решила зайти к тебе. Никто из наших ещё не вернулся.
Тут в комнату вошла Катька, поздоровалась, выразительно прошептала: «Вадик», – и показала глазами.
Я посмотрел, и мне стало нехорошо.
В самом центре комнаты стоял Катькин горшок. Я загородил его и подтянул слегка ногой к дивану. А в горшке лежали какие-то драгоценные камни, которые Катька привезла с дачи, и они грохнули.
Свиридова посмотрела на мои ноги, но, по-моему, горшка не увидела.
– Нина, а ты где была? – спросила Катька сладким голоском у Свиридовой. Видно, она решила её отвлечь.
– В пионерском лагере, – ответила Свиридова. – Жалко, что тебя с нами не было, Вадик.
А я в это время снова двинул горшок к дивану, но не рассчитал. Горшок перевернулся, камни посыпались на пол, а моя нога угодила прямо в горшок. Ударил по горшку, как по футбольному мячу.
Свиридова совсем закатилась от смеха, и Катька тоже начала смеяться. А я на неё разозлился. Её горшок, а она ещё смеётся.
– Вот что, горшочница, – сказал я Катьке, – бери свой предмет и выкатывайся.
Катька вся сжалась, но не уходила.
Теперь это стыдно вспоминать. А тогда я так разозлился, что схватил этот проклятый горшок, стал совать его Катьке в руки и кричал:
– Возьми, возьми и проваливай!
У Катьки задрожали губы, но она сдержалась, не заплакала, взяла у меня горшок и вышла из комнаты.
Свиридова после этого ушла, и я остался один. Не знаю, сколько я так сидел, пока успокоился. Но когда вышел из комнаты, Катьки не было дома. Я решил, что она спряталась, и позвал её, притворяясь, что ничего особенного не случилось:
– Кать, отзовись, а то влетит!
Никто не ответил. В квартире было тихо.
Я вышел на лестничную площадку и снова несколько раз окликнул Катьку.
Никакого ответы.
Выбежал во двор и спросил у старушек, которые там сидел, не видели ли они Катьку. Они ответили, что не видели.
Побежал обратно домой, ругая её на ходу: «Ну, попадись мне только, мелюзга, я тебе покажу!» Я всё ещё сам себя обманывал, что ничего не произошло.
Когда я ехал на лифте, то подумал, что сейчас увижу её около наших дверей. Зажмурил глаза, думаю: открою, когда Катька меня окликнет. Лифт остановился, но Катьки не было.
Походил по комнате, выглянул в окно, покричал её. «Подумаешь, какая обидчивая, даже пошутить нельзя». Тут мне стало легче: оказывается, я не по злобе на неё кричал, а просто шутил. А она, глупая, не поняла.
Прошёл час. Катька не возвращалась.
Снова выскочил во двор. Обегал все закоулки, бегал, как загнанная лошадь, не переводя дыхания. Наконец наскочил на Яшу.
– А где Катька? – спросил я.
– Не знаю, – неохотно ответил Яша и как-то странно покрутил головой.
– А чего ты головой крутишь?
– Это от волнения, – сказал Яша.
– От волнения? – От страха у меня ноги задрожали. – Где Катька, я спрашиваю?
– Ушла, – прошептал Яша.
– Куда? – спросил я.
– Обиделась она на тебя, – сказал Яша.
– Подумаешь, какая недотрога! – закричал я. – А когда я её на спине таскал, не обижалась?
– Не знаю, – ответил Яша. – Только она совсем ушла.
– Яша, – строго сказал я, – это не тайна, которую надо сохранять.
Я боялся, что он не поймёт моих слов, но он понял.
– В ту сторону, – ответил Яша, – где магазин «Детский мир».
Я бросился на улицу, но, не добежав до ворот, вернулся. Надо было срочно позвонить маме, а мамин телефон на работе был, как назло, занят, занят, занят!
И тут раздался звонок в дверь.
Открыл дверь и вижу: стоит моя Катька живёхонькая. Её чужая женщина привела, а я от радости даже спасибо ей не сказал.
– Это ваша такая голубая? – спросила женщина.
У Катьки в волосах были голубые ленты, она поэтому и назвала её голубой.
– Моя, – ответил я.
Раньше я никогда не называл Катьку моей.
– Не твоя, – ответила Катька, – мамина и папина.
Женщина ушла, а у меня вдруг к горлу подступил комок, и я заревел.
– Дура, – кричал я сквозь слёзы, – несчастная дура!
А она взяла свою куклу и стала её переодевать. Она стояла ко мне спиной, и я видел её тоненькую шею и несчастные хвостики-косички и ревел белугой.
С этого дня Катька перестала меня замечать. Я пробовал к ней подлизываться, шутил, спрашивал, бывало: «А кто самый сильный среди наших мальчишек?» Но она только упрямо поджимала губы и ничего не отвечала.
Утром первого сентября Катьку одели в новую форму. По-моему, она была красавицей. Я улыбнулся ей и подмигнул. Жалкая улыбочка у меня вышла.
В это время мама вдруг сказала:
– Вадик, придётся тебе проводить Катю в школу.
Я пробурчал что-то неясное в ответ, дожидаясь, что Катька сейчас откажется от такого предложения. Но Катька молчала. Я поднял на неё глаза. Она смотрела на меня строго, по-взрослому, исподлобья, но молчала.
И тогда я небрежной походкой пошёл к выходу, открыл двери и оглянулся. Катька шла следом.
Так мы и вышли во двор: впереди я, позади она.
Банты у неё в косах были невероятных размеров. Ну и пусть! Я теперь готов был подарить ей свою коллекцию марок.
– Вадик! – крикнула мама из окна. – Возьми Катю за руку!
«Боже мой, – подумал я, – бедная мама, она не знает, что её милая Катенька одна целых три часа прогуливалась по городу. Хорошо, что мир не без добрых людей, а то неизвестно, сколько бы нам пришлось её искать».
«Это ваша такая голубая?» – спросила та женщина.– Голубая Катька. Смешно.
А если я её сейчас возьму за руку, она, пожалуй, оттолкнёт меня. Я всё ещё стоял, задрав голову кверху, когда почувствовал в своей руке Катькину тёплую ладошку.
– О чём говорится в этом рассказе?
– Как вы думаете, правильно ли ведет себя Вадик как старший брат?
– Можно ли было сразу исправить ошибку, чтобы сестра Вадика не обиделась на него?
– Как вы думаете, почему Катя не пожаловалась маме на грубость брата?
– Какую он допустил ошибку в отношении к сестре?
– Подумайте, нет ли среди вас таких братьев (сестер)?
Игра «Старшие и младшие»
Дети делятся на пары. Один ученик в паре – старший брат или сестра – должен рассказать, как он помогает младшему и всей семье; а второй – младший – рассказывает, как он помогает старшему и всей семье.
После того, как пары выполнят это задание, учитель вместе с детьми делает вывод о том, как старшие и младшие дети должны помогать друг другу, какую помощь они могут оказать семье.
Работа в тетради
– Составьте портреты идеального брата или идеальной сестры с помощью вопросов (задание 2):
– Какой у них должен быть характер?
– Что они должны уметь делать?
– Чем они должны интересоваться?
– Как они должны проводить свободное время?
– С кем они должны дружить?
– Как они должны выглядеть?
– Как они должны относиться к вам и к родителям?
– Расскажите о самых радостных и счастливых минутах, которые вы провели со своими братьями и сестрами, со всей семьей.
– Дети! Каждый из вас – это важная, замечательная, бесценная частичка своей семьи. Своим рождением, своей жизнью, своей улыбкой и радостями вы вносите в семью энергию любви, энергию добра и мира. Помните об этом!
Семья – это еще и чудесный клад мудрых советов, дел, опыта отношений, нравственных ценностей и традиций, которые имеют большое значение, влияние на нас, людей.
– Какое влияние семья может оказывать на людей?
– Как окружающий мир влияет на семью?
– Какое влияние оказывают друг на друга члены одной семьи?
Упражнение «Я заполню свой дом …»
– Сейчас я приглашаю вас в волшебный магазин. Представьте, что в нем продается то, что мы не видим, но что мы очень хорошо чувствуем – доброта, забота, ласка, нежность, любовь, сострадание, взаимопонимание, терпение, сочувствие, дружба, доверие, ответственность, трудолюбие, щедрость, честность, порядочность, красота и еще многое, многое другое. Все это называется духовными ценностями, человеческими качествами и они составляют внутренний мир человека.
Все перечисленные ценности и качества написаны на солнышках.
– Зайдите в этот не совсем обычный и сказочный магазин. Приобретите те ценности, которые, на ваш взгляд, должны быть в счастливой семье. Прикрепите их на фасаде вашего дома.
– Почему вы выбрали эти ценности?
– Как вы думаете, можно ли в реальной жизни купить в магазине такие качества, как радость, доброта, забота, взаимопонимание, терпение, любовь?
– Что нужно делать для того, чтобы все эти человеческие ценности поселились в вашей семье?
Рассуждения детей.
– Правильно, дети. Необходимо любить друг друга, дорожить друг другом, идти на уступки, уметь прощать. И делать это надо не от случая к случаю, не по праздничным дням, а каждый день.
Творческая работа
– Запишите на фигурках человека правила, которые вы будете соблюдать, чтобы в вашем доме царили радость, любовь, забота, взаимопонимание.
Дети выполняют задание и прикрепляют фигурки вокруг макета дома.
Игра «Дары родителям»
Дети получают карточки с разными словами: озеро, небо, солнце, ветер, снежинка, звезда и.т.д.
Нужно подумать, какие дары любви дети преподнесут маме, папе, бабушке, дедушке, брату или сестре. Например: солнце дарит маме теплоту, нежность; гора – силу, выдержку, крепость; звезда – красоту, обаяние, загадочность и.т.д. Затем можно придумать волшебные истории о том, как помогли те или иные дары близким людям. Например, когда мама болела, глаза ее потускнели, лицо стало бледным, но потом ей подарили звезду, и маме захотелось взглянуть на звезду настоящую. Она подошла к окну. Настоящая звезда через окно увидела маму, пожалела ее и посветила своим волшебным светом. Мама сразу же стала красивой и стала выздоравливать.
– А теперь давайте, ребята, еще раз выделим главную мысль урока: дети – это главная, любимая частица родной семьи. Когда детей нет рядом, родителям всегда недостает их, они скучают по своим детям. Дорожите любовью и заботой своих пап и мам! Гордитесь своей семьей, своими родителями!
– Подумайте, а что вы сами можете сделать для счастья ваших родителей?
Рассуждения детей.
– А теперь возьмите «солнышки» и прикрепите их над нашим макетом дома. Пусть их лучики согреют не только этот дом, а каждый дом, в котором живет семья, и наполнят их счастливым светом.
Домашнее задание
– Выполните в тетради вместе с родителями задания 1, 3.
Прочитайте в хрестоматии рассказ Ч. Айтматова «Султанмурат едет в город», стихотворение А. Дуйсенбиева «Колыбельная для мамы».
Круг «От сердца к сердцу»
– Ребята! Приглашаю вас в круг «От сердца к сердцу». Поделитесь друг с другом тем, что вы поняли, приняли и осознали на нашем уроке, что почувствовали.
Дети делятся своими мнениями .