Урок 30 СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

0
894
науки информатики

Цели: повторить виды сложных предложений, закрепить умение учащихся определять вид связи в сложных предложениях с разными видами связи, расставлять знаки препинания в предложениях данного вида.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

1. Орфоэпическая пятиминутка в рамках подготовки к ЕГЭ (задание А1).

2. Задание «Дай толкование слова» (задание А2).

3. Записать предложение, сделать пунктуационный разбор:

Есть дерево о четыре дела: первое дело – мир освещать, другое дело – крик утишать, третье дело – больных исцелять, четвертое дело – чистоту соблюдать.

– Дайте характеристику предложению.

– Объясните постановку двоеточия и тире.

– Назовите орфограммы, представленные в данном предложении.

– О каком же дереве говорится в загадке?

– Действительно, это береза. Издревле любима и почитаема она на Руси. Образ ее опоэтизирован в народных песнях и сказках, воспет музыкантами и художниками, писателями и поэтами. И сейчас с их помощью мы повторим виды сложных предложений.

2. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Фронтальный опрос.

– Какие виды сложных предложений вам известны?

– Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных предложений?

Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока.

3. Этап первичной проверки понимания изученного.

· Определить вид сложного предложения.

а) В глуши на почве раскаленной

Береза старая стоит;

В ее вершине обнаженной

Зеленый лист не шелестит.

И. Никитин

б) Я полюбил тебя в янтарный день,

Когда лазурью светозарной

Рожденная сочилась лень

Из каждой ветки благодарной.

С. Городецкий

в) Я люблю, когда шумят березы,

Когда листья падают с берез.

Н. Рубцов

г) Кора березы находит применение при изготовлении различных поделок, а как бумагу бересту использовали не только в древности, но и в Великую Отечественную войну в партизанских отрядах.

– Определите тип подчинения придаточных в предложении в).

· Синтаксический разбор предложения.

Без березы не мыслю России –

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От березы вся Русь рождена.

О. Шестинский

[ = ] – [ = – ], (что, + + +, – =).

– Какова тема и идея данного четверостишия?

– Какой тип связи простых предложений в составе сложного встречается в предложении?

– Такой тип предложения называется сложным предложением с разными видами связи.

· Найти подобные предложения в стихотворении Е. Виноградова, определить тип связи.

У дороги березы стеною,

Беспокойны, легки и чисты.

Посадили их люди весною

От великой своей доброты.

Я не ведаю, кто эти люди,

Где их дом, где родные места,

Только жизнь у них так же пусть будет

Беспокойна, легка и чиста.


– Сравните предложенные схемы:

[ ], и, (хотя), [ ]. [ ], и (хотя), но [ ].

[ ], и, (но), [ , (если), ]. [ ], и (но) [ (если), то ].

– Чем отличается постановка знаков препинания в данных предложениях?

ЗАПОМНИТЕ: либо то (но, так), либо другое (запятая).

4. Этап закрепления и применения изученного.

Задания для учащихся «Проверь себя»: самостоятельная работа: упр. 264, 265, взаимопроверка.