Цели: повторить виды сложных предложений, закрепить умение учащихся определять вид связи в сложных предложениях с разными видами связи, расставлять знаки препинания в предложениях данного вида.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Ход урока
1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
1. Орфоэпическая пятиминутка в рамках подготовки к ЕГЭ (задание А1).
2. Задание «Дай толкование слова» (задание А2).
3. Записать предложение, сделать пунктуационный разбор:
Есть дерево о четыре дела: первое дело – мир освещать, другое дело – крик утишать, третье дело – больных исцелять, четвертое дело – чистоту соблюдать.
– Дайте характеристику предложению.
– Объясните постановку двоеточия и тире.
– Назовите орфограммы, представленные в данном предложении.
– О каком же дереве говорится в загадке?
– Действительно, это береза. Издревле любима и почитаема она на Руси. Образ ее опоэтизирован в народных песнях и сказках, воспет музыкантами и художниками, писателями и поэтами. И сейчас с их помощью мы повторим виды сложных предложений.
2. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.
Фронтальный опрос.
– Какие виды сложных предложений вам известны?
– Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных предложений?
Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока.
3. Этап первичной проверки понимания изученного.
· Определить вид сложного предложения.
а) В глуши на почве раскаленной
Береза старая стоит;
В ее вершине обнаженной
Зеленый лист не шелестит.
И. Никитин
б) Я полюбил тебя в янтарный день,
Когда лазурью светозарной
Рожденная сочилась лень
Из каждой ветки благодарной.
С. Городецкий
в) Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Н. Рубцов
г) Кора березы находит применение при изготовлении различных поделок, а как бумагу бересту использовали не только в древности, но и в Великую Отечественную войну в партизанских отрядах.
– Определите тип подчинения придаточных в предложении в).
· Синтаксический разбор предложения.
Без березы не мыслю России –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От березы вся Русь рождена.
О. Шестинский
[ = ] – [ = – ], (что, + + +, – =).
– Какова тема и идея данного четверостишия?
– Какой тип связи простых предложений в составе сложного встречается в предложении?
– Такой тип предложения называется сложным предложением с разными видами связи.
· Найти подобные предложения в стихотворении Е. Виноградова, определить тип связи.
У дороги березы стеною,
Беспокойны, легки и чисты.
Посадили их люди весною
От великой своей доброты.
Я не ведаю, кто эти люди,
Где их дом, где родные места,
Только жизнь у них так же пусть будет
Беспокойна, легка и чиста.
– Сравните предложенные схемы:
[ ], и, (хотя), [ ]. [ ], и (хотя), но [ ].
[ ], и, (но), [ , (если), ]. [ ], и (но) [ (если), то ].
– Чем отличается постановка знаков препинания в данных предложениях?
ЗАПОМНИТЕ: либо то (но, так), либо другое (запятая).
4. Этап закрепления и применения изученного.
Задания для учащихся «Проверь себя»: самостоятельная работа: упр. 264, 265, взаимопроверка.