Урок 30. Практикум «Действительные причастия настоящего и прошедшего времени»

0
521
химия

Урок 30. Практикум «Действительные причастия настоящего и прошедшего времени»

Цели: закрепить навыки правописания действительных и стра­ дательных причастий; развивать навыки монологической речи, пунктуационные навыки.

Методические приемы: выступления учеников, лингвистиче­ ский разбор, самостоятельная работа, консультации учителя.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения:

По мху то тут, то там разбросаны мелкие желтые цветы. Обратим внимание на краткую форму причастия разбросаны, образуем полную форму, сделаем словообразовательный разбор: Разбросаны <— разбросанный <— разбросать <— бросать.

II. Проверка домашнего задания

Связный рассказ о действительных причастиях настоящего времени.

Связный рассказ о действительных причастиях прошедшего времени.

Упражнение 97: комментированное чтение.

III . Закрепление темы «Действительные причастия
прошедшего времени»

Придумать по 3 словосочетаний с действительными причастия­ ми прошедшего времени с суффиксом -вш- и с суффиксом -ш-.

Суффикс встречается гораздо реже. Например: угаснуть -угас­ ший костер, спасти спасший из огня, унести – унёсший печаль.

Заметим, что все эти глаголы совершенного вида, найдем к ним видовые пары (глаголы несовершенного вида) и образуем от них действительные причастия прошедшего времени:

угасать -угасавший, спасать – спасавший, уносить -уносив­ ший (все они имеют суффикс -вш-).

IV . Самостоятельная работа «Действительные причастия
настоящего и прошедшего времени»

Упражнения 98, 99: самостоятельно, на оценку. Домашнее задание 1- § 17.

2. Упражнение 100: подготовка к изложению: составление во­ просного плана.