Урок 30. Практикум «Действительные причастия настоящего и прошедшего времени»
Цели: закрепить навыки правописания действительных и стра дательных причастий; развивать навыки монологической речи, пунктуационные навыки.
Методические приемы: выступления учеников, лингвистиче ский разбор, самостоятельная работа, консультации учителя.
Ход урока
I . Лингвистическая разминка
Синтаксический разбор предложения:
По мху то тут, то там разбросаны мелкие желтые цветы. Обратим внимание на краткую форму причастия разбросаны, образуем полную форму, сделаем словообразовательный разбор: Разбросаны <— разбросанный <— разбросать <— бросать.
II. Проверка домашнего задания
Связный рассказ о действительных причастиях настоящего времени.
Связный рассказ о действительных причастиях прошедшего времени.
Упражнение 97: комментированное чтение.
III . Закрепление темы «Действительные причастия
прошедшего времени»
Придумать по 3 словосочетаний с действительными причастия ми прошедшего времени с суффиксом -вш- и с суффиксом -ш-.
Суффикс встречается гораздо реже. Например: угаснуть -угас ший костер, спасти – спасший из огня, унести – унёсший печаль.
Заметим, что все эти глаголы совершенного вида, найдем к ним видовые пары (глаголы несовершенного вида) и образуем от них действительные причастия прошедшего времени:
угасать -угасавший, спасать – спасавший, уносить -уносив ший (все они имеют суффикс -вш-).
IV . Самостоятельная работа «Действительные причастия
настоящего и прошедшего времени»
Упражнения 98, 99: самостоятельно, на оценку. Домашнее задание 1- § 17.
2. Упражнение 100: подготовка к изложению: составление во просного плана.