Ц е л ь: обобщить знания об обращении, прямой речи, однородных членах предложения.
Х о д у р о к а
I. Актуализация опорных знаний.
1. Упражнение 105 учащиеся выполняют по заданию учебника.
2. Н а д о с к е записаны предложения.
1) Соседка перестань срамиться ей Шавка говорит.
2) Беда ребята взволнованно крикнул Вадим.
3) Бабушка сказала сходи Юленька в магазин за хлебом.
– Что содержат эти предложения?
– Правильно ли они записаны на доске? Исправьте ошибки (работа проводится устно).
– Запишите одно из предложений в тетрадь.
II. Обобщение знаний о предложении.
1. З н а к о м с т в о с планом разбора предложений по составу.
В ы п о л н е н и е упражнения 109.
При ознакомлении с планом разбора учащиеся вспоминают, какие предложения называются простыми, сложными, распространенными, нераспространенными; какие члены предложения называются однородными.
2. В ы п о л н е н и е упражнения 104.
– Прочитайте первое предложение и разберите его по плану (используйте упражнение 109). Объясните расстановку пропущенных знаков препинания. Запишите предложение в тетрадь.
3. В ы п о л н е н и е упражнения 106.
Учащиеся коллективно составляют предложения из данных слов, записывают их на доске и в тетрадях.
– Объясните расстановку знаков препинания.
– Разберите предложения, пользуясь планом (в упражнении 109), составьте схемы этих предложений.
– Что общего у этих предложений?
4. В ы п о л н е н и е упражнения 107.
– О какой ягоде идет речь? (Смородина.) Почему?
– Сколько предложений в тексте?
Диалог записывается на доске и в тетрадях. Ученик, работающий у доски, объясняет расстановку знаков препинания, разбирает предложение по плану (из упражнения 109).
– Какие слова называются синонимами?
– Выпишите из текста синоним к слову неспелая.
III. Работа над обогащением словарного запаса.
Н а д о с к е записаны выражения:
● Прикусить язык.
● Как снег на голову.
● Мозолить глаза.
Замените выражение близким по значению словом. ( м олчать, неожиданно, надоедать.)
IV. Итог урока.
Представьте себе, что вы – предложение. Что вы можете рассказать о себе?
Домашнее задание: упражнение 108.