Урок 30 ОБРАЩЕНИЕ

0
462
программирование

Ц е л ь: обобщить знания об обращении, прямой речи, однородных членах предложения.

Х о д у р о к а

I. Актуализация опорных знаний.

1. Упражнение 105 учащиеся выполняют по заданию учебника.

2. Н а д о с к е записаны предложения.

1) Соседка перестань срамиться ей Шавка говорит.

2) Беда ребята взволнованно крикнул Вадим.

3) Бабушка сказала сходи Юленька в магазин за хлебом.

– Что содержат эти предложения?

– Правильно ли они записаны на доске? Исправьте ошибки (работа проводится устно).

– Запишите одно из предложений в тетрадь.

II. Обобщение знаний о предложении.

1. З н а к о м с т в о с планом разбора предложений по составу.

В ы п о л н е н и е упражнения 109.

При ознакомлении с планом разбора учащиеся вспоминают, какие предложения называются простыми, сложными, распространенными, нераспространенными; какие члены предложения называются однородными.

2. В ы п о л н е н и е упражнения 104.

– Прочитайте первое предложение и разберите его по плану (используйте упражнение 109). Объясните расстановку пропущенных знаков препинания. Запишите предложение в тетрадь.

3. В ы п о л н е н и е упражнения 106.

Учащиеся коллективно составляют предложения из данных слов, записывают их на доске и в тетрадях.

– Объясните расстановку знаков препинания.

– Разберите предложения, пользуясь планом (в упражнении 109), составьте схемы этих предложений.

– Что общего у этих предложений?

4. В ы п о л н е н и е упражнения 107.

– О какой ягоде идет речь? (Смородина.) Почему?

– Сколько предложений в тексте?

Диалог записывается на доске и в тетрадях. Ученик, работающий у доски, объясняет расстановку знаков препинания, разбирает предложение по плану (из упражнения 109).

– Какие слова называются синонимами?

– Выпишите из текста синоним к слову неспелая.

III. Работа над обогащением словарного запаса.

Н а д о с к е записаны выражения:

Прикусить язык.

Как снег на голову.

Мозолить глаза.

Замените выражение близким по значению словом. ( м олчать, неожиданно, надоедать.)

IV. Итог урока.

Представьте себе, что вы – предложение. Что вы можете рассказать о себе?

Домашнее задание: упражнение 108.