Урок 30. Идеал и ценности

0
666
шрифт

Цели: рассмотреть содержание понятий «идеал» и «ценности»; развивать умение анализировать и систематизировать источники информации.

Основные понятия: идеальное, идеалист, идеализация.

Оборудование: учебник.

План изучения нового материала

1. Что такое идеал?

2. Что такое ценности?

Ход урока

!. Организационный момент

Тема сегодняшнего урока «Идеал и ценности».

!1. Проверка знаний

— Объясните смысл понятий «мораль», «моральный посту­пок», «безнравственный (аморальный) поступок».

— Как зародились представления о добре и зле?

— Как вы понимаете старинные поговорки о добре и зле: «Доброму Бог помогает», «За добро добром платят», «Доб­рый скорее дело сделает, чем сердитый»?

— Продолжите фразы: «Уважения человек добьется за…», «Всеобщее осуждение окружающих вызывает…».

— Разделите моральные качества и поступки человека иа три группы под названиями: «Можно», «Нельзя», «Нужно». Какие из них можно назвать правами человека, а какие – долгом, обязанностями?

III. Изучение новой темы

Используется прием «верные и неверные утверждения». Во­просы учащиеся обсуждают в паре. Обсуждение в классе строится с аргументацией ответов.

Верные и неверные утверждения

До

чтения

текста

После

чтения

текста

1

В человеке может присутствовать только одно начало: материальное или идеальное

2

Идеальное — нечто совершенное, соответству­ющее идеалу

3

У каждого поколения свои идеалы

4

У каждого времени свои ценности

5

Наукой установлено, что существуют три эта­па нравственного развития человека

6

Самая простая форма взаимоотношения между людьми выражается в следующем: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе

Учитель предлагает учащимся прочитать § 23, используя при­ем «инсерт».

Происходит возврат к верным-неверным утверждениям. Уча­щиеся работают с третьей колонкой таблицы. Обсуждение полу­ченных результатов.

Учитель предлагает школьникам написать рассуждение на тему «Мой идеал…» или «У каждого времени свои герои». Учитель может порассуждать вместе с учащимися. На следующем этапе происходит презентация рассуждений.

IV. Подведение итогов урока

— Что обозначают понятия «идеал», «идеалист», «идеали­зация»? (Нечто совершенное, соответствующее идеалу.)

Назовите общечеловеческие ценности. (Истина, свобода, справедливость, красота, добро, польза.)

— Что такое конфликт ценностей? (Необходимость сделать выбор.)

Назовите содержание этапов нравственного развития человека. (Первый этапчеловек не совершает дурных поступков, потому что боится наказания; второй этапчеловек дорожит мнением группы, в которой находится; тре­тий этапповедение человека определяется принципами.)

— Почему трудно определить ценности подростков?

Домашнее задание

Прочитать § 23. Практикум.