Цели: рассмотреть содержание понятий «идеал» и «ценности»; развивать умение анализировать и систематизировать источники информации.
Основные понятия: идеальное, идеалист, идеализация.
Оборудование: учебник.
План изучения нового материала
1. Что такое идеал?
2. Что такое ценности?
Ход урока
!. Организационный момент
Тема сегодняшнего урока «Идеал и ценности».
!1. Проверка знаний
— Объясните смысл понятий «мораль», «моральный поступок», «безнравственный (аморальный) поступок».
— Как зародились представления о добре и зле?
— Как вы понимаете старинные поговорки о добре и зле: «Доброму Бог помогает», «За добро добром платят», «Добрый скорее дело сделает, чем сердитый»?
— Продолжите фразы: «Уважения человек добьется за…», «Всеобщее осуждение окружающих вызывает…».
— Разделите моральные качества и поступки человека иа три группы под названиями: «Можно», «Нельзя», «Нужно». Какие из них можно назвать правами человека, а какие – долгом, обязанностями?
III. Изучение новой темы
Используется прием «верные и неверные утверждения». Вопросы учащиеся обсуждают в паре. Обсуждение в классе строится с аргументацией ответов.
№ |
Верные и неверные утверждения |
До чтения текста |
После чтения текста |
1 |
В человеке может присутствовать только одно начало: материальное или идеальное |
||
2 |
Идеальное — нечто совершенное, соответствующее идеалу |
||
3 |
У каждого поколения свои идеалы |
||
4 |
У каждого времени свои ценности |
||
5 |
Наукой установлено, что существуют три этапа нравственного развития человека |
||
6 |
Самая простая форма взаимоотношения между людьми выражается в следующем: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе |
Учитель предлагает учащимся прочитать § 23, используя прием «инсерт».
Происходит возврат к верным-неверным утверждениям. Учащиеся работают с третьей колонкой таблицы. Обсуждение полученных результатов.
Учитель предлагает школьникам написать рассуждение на тему «Мой идеал…» или «У каждого времени свои герои». Учитель может порассуждать вместе с учащимися. На следующем этапе происходит презентация рассуждений.
IV. Подведение итогов урока
— Что обозначают понятия «идеал», «идеалист», «идеализация»? (Нечто совершенное, соответствующее идеалу.)
— Назовите общечеловеческие ценности. (Истина, свобода, справедливость, красота, добро, польза.)
— Что такое конфликт ценностей? (Необходимость сделать выбор.)
— Назовите содержание этапов нравственного развития человека. (Первый этап — человек не совершает дурных поступков, потому что боится наказания; второй этап — человек дорожит мнением группы, в которой находится; третий этап — поведение человека определяется принципами.)
— Почему трудно определить ценности подростков?
Домашнее задание
Прочитать § 23. Практикум.