Цели: научить записывать свойства сложения и вычитания при помощи букв, применять свойства сложения при выполнении упражнений.
Оборудование: циркуль, плакат для устных упражнений, ксерокопии к № 340 (а, б).
Ход урока
I. Итоги самостоятельной работы, разбор основных ошибок.
II. Устные упражнения.
а) Напишите на корпусе каждой лодки такое число, чтобы равенство было верным.
Плакат № 1 (вместо лодки можно сделать прорезь, чтобы писать на доске).
Плакат № 2
Найдите на координатном луче числа, записанные на корпусах лодок.
Напишите на парусах лодок буквы, которые указывают на эти числа.
Прочитайте слово. Что оно обозначает?
(Получилось слово «регата» – это спортивные соревнования из серии гонок на гребных, парусных или моторных судах).
III. Изучение нового материала.
Учитель: Итак, мы знаем, что вместо чисел можно ставить буквы, выражение в этом случае называется буквенным. Цель нашего урока: вспомнить свойства сложения и вычитания и записать эти свойства при помощи букв.
Объяснение проводится в соответствии с учебником и на доске появляется запись:
Свойства сложения |
Свойства вычитания |
1. Переместительное свойство: a + b = b + a 2. Сочетательное свойство: а + (b + c) = (a + b) + c = a + b + c. 3. Свойство нуля: а + 0 = 0 + а = а |
1. Вычитание суммы из числа: а – (b + c) = a – b – c 2. Вычитание числа из суммы: (а + b) – c = a + (b – c); (a + b) – c = (a – c) +b. 3. Свойство нуля при вычитании. a – o = a; a – a = 0. |
III. Закрепление.
1) Сформулировать свойства сложения и вычитания.
2) № 333, 340 (а, б) – учащиеся выполняют задания на листочках с ксерокопиями; № 337: I вариант вычисляет а + (b + с); II вариант вычисляет (а + b) + с, затем сравнивают результаты.
№ 341 (а, б) – у доски, 341 (в) – I вариант, № 341 (г) – II вариант. (Ученики выполняют задания на тех листочках, на которых было выполнено задание № 340 (а, б).)
№ 342 (а, б) у доски, № 342 (в, г) по вариантам на тех же листочках.
№ 347.
IV. Итог урока.
Тест
1. Упростите выражение: 11а + 2а + 7.
а) 20а; б) 11а + 9; в) 13а + 7; г) 18 а + 2а.
2. В одном мешке было х кг картофеля, а в другом на 8 кг больше. Сколько кг картофеля было во втором мешке?
а) х – 8; б) 8х; в) х + 8.
3. Найдите значение выражения 43 + (х + 18), если х = 19.
а) 75; б) 80; в) 69.
V. Домашнее задание: п. 9, № 364 (а), 367, 368, 374 (а, в).