Цели: ознакомить учащихся с особенностями происхождения и развития человека; показать роль важнейших изобретений в вопросах выживания и развития древних людей; развивать познавательный интерес, учебно-исследовательские умения учащихся.
Основные понятия: человек — биологическое существо, хомо сапиенс, культура, природа, орудия труда, родовая община.
Оборудование: учебник.
План изучения нового материала
1. Происхождение человека.
2. Развитие человека.
Ход урока
I. Организационный момент
Откройте учебник на с. 16. Внимательно посмотрите на иллюстрацию, предложенную авторами учебника.
— Предположите, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке. (О развитии человека, о развитии орудий труда, о первых орудиях труда.)
(На доске записана тема урока «Происхождение и развитие человека».
После знакомства с темой урока учащиеся записывают в тетради или словаре основные понятия урока (словарь урока): человек — биологическое существо, хомо сапиенс, культура, природа, орудия труда, родовая община. Содержание понятий раскрывается в ходе урока.)
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
Класс заслушивает рассказы учащихся по теме «Путешествие в античное общество», в это время два ученика выполняют задания по карточкам.
Карточка № 1
1) Дайте определение понятиям: общество, государство, сфера общественной жизни.
2) Какова особенность политической и социальной сфер жизни общества?
Карточка № 2
1) Какие вы знаете значения понятия «общество»?
2) Каковы особенности экономической и духовной сфер жизни общества?
2. Оценка результатов деятельности школьников с помощью метода «шести шляп мышления».
В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение put on your thinking hat (cap) (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Э. де Боно предлагает поразмыслить шестью различными способами. Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после практики, изучения достаточно большой темы и т. д.). Группа учащихся делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.
Белая шляпа
Белая шляпа — мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату.
Желтая шляпа
Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и аргументировать (!), почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить почему.
Черная шляпа
Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую, и объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины.
Красная шляпа
Эго — эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и г. д.), нужно лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа.
Зеленая шляпа
Это — творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод, способ в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта шляпа позволяет найти новые грани в изучаемом материале.
Синяя шляпа
Это — философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, стараются обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой части — походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй части — вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними — последнее слово.
Каждый ученик класса получает «шляпу» определенного цвета и оценивает рассказ одноклассника (в данном задании целесообразно использовать первые четыре шляпы).
7 А.В. Поздееа, Е.Б. Биянова
III. Слово учителя о происхождении человека
Далекие предки людей, которые больше напоминали обезьян, жили 2—3 млн лет назад. Внешний облик этих предков людей постепенно изменялся благодаря использованию орудий труда, зарождению мышления и речи. Первые похожие на нас существа появились только 30—40 тыс. лет назад. Из Африки — прародины всего человечества – через Азию они проникли на юг Европы. У них был довольно сложный мозг и похожий на наш скелет. В их распоряжении находились простейшие орудия труда. Они объединялись в небольшие группы по 20-30 человек.
Запишите в тетради определение понятия «орудия труда» (инструменты, с помощью которых человек…).
IV. Работа с текстом учебника
Прочитайте в учебнике текст на с. 14-15 «Происхождение человека». Запишите в тетради определение понятия «человек — биологическое существо».
V. Рассказ учителя о технических изобретениях, повлиявших на социальный прогресс
Учащиеся заполняют таблицу по ходу рассказа учителя.
Техническое изобретение |
Вклад в социальный прогресс |
Палка-копалка |
Использовалась в качестве орудия труда и оружия обороны |
«Приручение» огня |
Для приготовления пищи, освещения жилища, обогрева, плавки металла, обороны от хищников |
Иголка с ушком |
Для изготовления одежды |
Крючки, гарпуны |
Обеспечивали возрастающую роль рыболовства |
Топор, лопата, молоток, нож |
Использовались в развитии домашнего хозяйства |
Колесо |
Использовалось в гончарном деле, при перевозке тяжелых грузов |
Колеса со спицами |
Использовались для боевых колесниц |
Энергия ветра и воды |
Для парусных судов, водяных мельниц |
VI. Подведение итогов урока
— Что вы узнали о происхождении человека?
— Какие новые понятия вы узнали на уроке? (Технический прогресс, социальный прогресс, хомо сапиенс, орудия труда.)
— Какие важные изобретения помогли древним людям выжить и развиваться? (Палка, иголки с ушком, крючки, гарпуны, топор, лопата, огонь, колесо.)
Домашнее задание
Прочитать § 2. Знать определение понятий «человек — биологическое существо», «хомо сапиенс», «культура», «природа», «орудия труда», «родовая община». Практикум: задание 1.
Дополнительный материал Родовые общины охотников и собирателей
Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик человека, увеличивался его мозг. Возникла речь. Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии.
1. Что помогло первобытным людям выжить в условиях суровых и морозных зим. Люди умели пользоваться огнем, они изобрели новые орудия труда, одежду и жилища. Одежду шили из звериных шкур. Внутреннюю сторону шкуры очищали каменными скребками от остатков мяса и жира. Проколками пробивали отверстия в шкурах, а затем сшивали их жилами животных. Жилищами становились пещеры, служившие убежищем от хищников, холодного ветра, дождя и снега. В той местности, где не было пещер, люди научились строить землянки и шалаши из жердей, костей и шкур крупных животных.
Охота становилась важнейшим занятием. Главным охотничьим орудием долгое время было копье, сделанное целиком из дерева. Первобытные люди каменными рубилами вырубали длинные и прочные палки, заостряли их, а затем, для придания большей твердости, обжигали на огне. На смену древнейшему копью пришло новое изобретение: к длинному древку волокнами растений или кожаными ремешками привязывали остроконечник. Такое составное, из дерева и камня, копье стало грозным и надежным оружием в борьбе со зверями. Люди изобрели также костяной гарпун, необходимый при охоте на крупную рыбу.
Приблизительно 40 тыс. лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его «человекомразумным».
2. Как охотники добывали зверя. Действуя слаженно и дружно, десятки мужчин гнали стаю лошадей, оленей, бизонов к крутому обрыву, в болото или глубокий овраг, откуда им было трудно выбраться. Охотились также на животных, которых ныне уже нет на Земле, — на мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей. Самой желанной добычей был мамонт — огромный слон с длинной желтовато-бурой шерстью и сильно изогнутыми бивнями. На тропах к водопою люди вырывали несколько ям-ловушек. При этом они пользовались палками-копалками и ребрами убитых прежде мамонтов. Землю относили в сторону на шкурах животных. Ловушки замаскировывали жердями и зелеными ветками. Затем ждали, пока один из шествующих на водопой мамонтов попадет в ловушку. Но могли поступать иначе: поджечь траву и кустарники вокруг пасущихся животных, напутать их огнем и дымом, заставляя устремиться в сторону ловушек. Попавший в ловчую яму мамонт был еще полон сил, он яростно боролся за свою жизнь, наносил раны нападавшим на него охотникам.
3. Лук и стрелы. Мног ие тысячи лет охота на мамонтов в изобилии доставляла людям мясо, шкуры и бивни. Но постепенно по неизвестным науке причинам мамонты вымерли. Меньше стало и других крупных зверей. А для охоты на мелких и быстро бегающих животных нужно было создать оружие, которым можно поразить цель на большом расстоянии. Люди заметили, что согнутое дерево распрямляется с силой. Это свойство деревьев помогло создать величайшее изобретение — охотничий лук и стрелы. Меткий охотник издалека, с расстояния сотен шагов поражал животных стрелами. Более успешной стала и охота на птиц.
4. От человеческого стада к родовой общине. Человеческие коллективы становились все более сплоченными. Такие коллективы стадами уже не назовешь! «Люди разумные» жили родовыми общинами. В них родственные связи являлись главными, основными. Все близкие и дальние родственники считались сородичами. Люди тогда рассуждали так: это мой сородич, значит, он «свой», ему надо помогать всегда и во всем. Если на охоте раненый мамонт поднимет хобот, чтобы нанести моему сородичу удар, я поспешу ему на помощь, заслоню собой. Также он поступит в отношении меня. Если «чужой» обидит человека из нашего рода, нанесет ему увечье или убъет его, то весь наш род будет мстить обидчику и его роду. В родовой общине действовал обычай: один за всех и все за одного.
Сородичи-мужчины сообща охотились на зверей. Женщины занимались собирательством, поддерживали огонь в костре, готовили пищу и заботились о детях. При раскопках археологи находят фигурки женщин, которых первобытные люди почитали как прародительниц и хранительниц домашнего очага.
Все сородичи имели право на долю в охотничьей добыче, а также в плодах, ягодах и кореньях, собранных женщинами. Общими у рода были жилище, костер, запасы дров, пищи, кости и рога, шкуры животных.
Предки всех ныне населяющих Землю народов жили некогда родовыми общинами.
Вопросы:
1. Почему только сплоченный человеческий коллектив мог добиться успеха при охоте на крупных зверей?
2. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Какие признаки выражает слово «родовая»?
3. Какими преимуществами обладают лук и стрелы по сравнению с копьем и дубиной?
4. Археологи обследовали стоянку охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине на момент смерти было около 50 лет, а свою правую руку он потерял еще в юношеском возрасте. Почему однорукий не погиб от голода? Предположите, какими были отношения между людьми в первобытных коллективах.
Расы
Мы живем в очень непростое время, на Земле уже насчитывается около 6 млрд человек. Среди них нет и не может быть двух совершенно одинаковых; даже близнецы, развивающиеся из одного яйца, несмотря на большое сходство их внешнего облика и внутреннего состояния, всегда какими-то мелкими чертами отличаются один от другого. Особенно сильно заметны телесные различия между территориальными группами людей, удаленными друг от друга и живущими в других географических и климатических условиях.
Деление вида Homo sapiens на расы произошло более трех столетий назад. Происхождение термина «раса» точно не установлено. По мнению одних ученых, это видоизменение арабского слова «рас» (человек, начало, корень). Есть также мнение, что термин связан с итальянским razza, что значит «племя». По мнению французского ученого-путешественника Франсуа Бернье, словоrasa пришло из санскрита, древнего языка индо- ариев. В 1682 г. он создал одну из первых классификаций человеческих рас.
Раса — это исторически сложившаяся в определенных географических условиях группа людей, обладающая некоторыми общими наследственно обусловленными морфологическими и физиологическими признаками. Существует множество классификаций человеческих рас, в основе которых лежат территориально-географические группы антропологических типов. Выделяют три основные расы: негроидная, европеоидная и монголоидная; которые, в свою очередь, делятся на более мелкие. В настоящее время, по мнению разных ученых, насчитывается 34—40 рас. Расы отличаются друг от друга по 30—40 элементам. Расовые особенности наследственны, являются приспособительными к условиям существования. Есть три основных подхода к классификации рас:
а) без учета происхождения;
б) с учетом происхождения и родства;
в) па основе популяционной концепции.
Наиболее правдоподобным является последний. Он заключается в том, что большие расы представляют собой огромные популяции, малые расы — субпопуляции больших, внутри которых конкретные этнические образования (нации, народности) являются более мелкими популяциями.