Цели урока, на примере франков расширить знания учащихся о германских племенах, их занятиях, общественном строе, выяснить, как у них появилось государство, почему его форма получила название «монархия»; какие общественные отношения сложились во Франкском государстве; решая задачи нравственного воспитания, на примере характеристики Хлодвига вызвать отрицательное отношение к таким качествам личности, как жестокость, вероломство, лицемерие, коварство; продолжить формирование умений работать с учебным текстом, историческими документами, сравнивать и анализировать исторические события; развивать картографические и хронологические умения и навыки.
Основные термины и понятия: монархия, бенефиций, крестьяне, поземельная и личная зависимость крестьян, «Салическая правда», государство.
Основные даты. ок. 500 г.
Персоналии: Хлодвиг.
Оборудование и раздаточный материал: тексты-фрагменты из исторических источников (из сочинений К. Тацита «Германия», из «Записок о Галльской войне» Гая Юлия Цезаря; отдельные титулы «Салической правды»), схема «Возникновение государства у франков».
План урока
Актуализация знаний по теме «Древние германцы».
Образование государства у франков.
Общественные отношения во Франкском государстве.
Ход урока
Возвращение к заполненной схеме в рабочих тетрадях (№ 2 (3—4 б) на с. 7) — закрасить ту ячейку в схеме, где показано королевство франков.
Вводное слово о германских племенах, их нашествии на Западную Римскую империю и образовании варварских королевств на территории бывшей империи.
• Учитель организует работу учащихся над заданиями рабочей тетради № 1 (5—6 б.) на с. 8, № 1 (7—8 б.) на с. 9.
Для выполнения заданий учащиеся используют текст учебника (§2, п. 1, с. 13) и специальные тексты-фрагменты из сочинения рим-
(•кого историка К. Тацита «Германия», «Записок о Галльской войне» римского полководца и писателя Гая Юлия Цезаря (середина I в. до п ,>.) (по 1 экз. на двоих учащихся).
Фрагменты из сочинения «Германия» римского историка К. Тацита
Глава V
Хотя их страна и различна до некоторой степени по внешнему виду, но в общем она представляет собой или страшный лес, или отвратительное болото. Для посевов она плодородна, но не годится для разведения фруктовых деревьев… Германцы любят, чтобы скота было много: в этом единственный и самый приятный для них вид богатства. В золотей серебре боги им отказали… Впрочем, германцы и неодержимы такой страстью к обладанию (драгоценными металлами)…
Глава IX
Из богов германцы больше всех уважают Меркурия’, которому в определенные дни могут приносить даже… человеческие жертвы. Геркулесу’ и Марсу’ они угождают жинотными … Они посвящают (богам) рощи и дубравы и именами богов называют то шинственное, что наблюдают…
Глава XI
О менее значительных делах совещаются старейшины, о более важных — все… Сходятся в определенные дни.., а именно в новолуние и полнолуние, так как герман- I (ы верят, что эти дни являются самыми счастливыми для начала дела…
Глава XII
Перед народным собранием можно выступать с обвинением и предлагать на раэби- ршельства дела, влекущие за собой смертную казнь. На этих же собраниях производятся выборы старейшин…
Глава XVI
Достаточно известно, что германские народы совсем не живут в городах и даже не выносят, чтобы их жилища соприкасались друг с другом; селятся они в отдалении друг от друга и вразброд, (где кому) приглянулся (какой-нибудь) ручей, или поляна, или лес. Деревни они устраивают не по-нашему, — в виде соединенных между собой и примыкающих друг к другу строений, но каждый окружает свой дом (определенным) пространством…
Глава XVII
Одеждой для всех служит короткий плащ, застегнутый пряжкой или… колючкой… Носят и звериные шкуры… Одежда женщин такая, как и у мужчин, с той только разницей, что они часто носят покрывала из холста, который расцвечивают пурпурной краской…
Глава XXIII
Напитком (германцам) служит жидкость из ячменя или пшеницы, превращенная путем брожения в некоторое подобие вина… Пища у них простая: дикорастущие плоды, свежая дичь или кислое молоко…
Фрагменты «Записок о Галльской войне»
римского полководца и писателя Гая Юлия Цезаря
(середина I в. до н. э.)
Земля у них не разделена и не находится в частной собственности, и им нельзя более года оставаться на одном и том же месте для возделывания земли.
Они питаются не столько хлебом, сколько — и главным образом — молоком и за счет скота; они много охотятся. Все это, вместе взятое, а также свойства пищи, ежедневные военные упражнения, свободный образ жизни… укрепляет их силы и порождает людей столь огромного роста. Кроме того, они приучили себя, живя в стране с очень холодным климатом, не носить никакой другой одежды, кроме звериных шкур, которые вследствие их небольших размеров оставляют значительную часть тела открытой, а также привыкли купаться в реках. Вся их жизнь проходит в охоте и военных занятиях…
Они не особенно усердно занимаются земледелием и питаются главным образом молоком, сырым мясом.
Купцам они открывают доступ к себе для того, чтобы иметь кому продать захваченное на войне, а не потому, что они сами нуждаются в каком бы то ни было ввозе.
В качестве богов они почитают лишь Солнце, Огонь и Луну, т. е. только те силы природы, которые они видят собственными глазами…
Когда племя ведет наступательную или оборонительную войну, то избираются должностные лица, несущие обязанности военачальников и имеющие право распорядиться жизнью и смертью членов племени. В мирное время у племени нет общего правителя; старейшины отдельных племен творят суд и улаживают споры… Когда кто-либо из первых лиц в племени заявляет в народном собрании о своем намерении предводительствовать и призывает тех, кто хочет следовать за ним.., тогда подымаются те, кто одобряет вождя…
Подведение итогов работы, выставление отметок и переход ко второму вопросу.
2 Данный вопрос целесообразно конкретизировать с помощью схемы «Возникновение государства у франков» (схему можно представить на листе ватмана, а можно сделать раздатку для учащихся на отдельных листах).
В схеме есть дата образования государства у франков. Учитель обращает внимание учащихся на то, что обязательные даты в учебнике напечатаны жирным шрифтом, а в конце учебника (с. 151) есть хронологическая таблица, которая содержит эти даты с соответствующими событиями.
Можно спросить у учащихся, в каком веке образовалось Франкское государство (перевод даты в век).
Характеристика Хлодвига.
Учитель предлагает учащимся открыть рабочие тетради (с. 11, № 2 (3—4 б.)), затем, используя материал Григория Турского (VI в.) об истории с чашей (учебник 2002 г., с. 24) и исторической справки ныне действующего учебника (с. 14), рассказывает (зачитывает) о Хлодви- ге. Учащиеся по ходу рассказа отмечают в рабочих тетрадях черты характера Хлодвига.
Проверка задания дополняется беседой.
Какую общую оценку вы можете дать действиям Хлодвига?
Что вам больше всего не понравилось в нем: его цели или способы действий, которые он применял ради их достижения?
• «Салическая правда».
Если позволяет время, то можно организовать работу учащихся над статьями из сборника франкских законов «Салическая правда».
Задание:
Какие группы населения были во Франкском государстве?
Можно ли утверждать, что у франков в период правления Хлод- мига существовало неравенство?
Титул III
“Если кто украдет королевского быка, принуждается к уплате 90 солидов’…»
Титул X
«Если кто крадет раба, коня или упряжное животное, принуждается к уплате 30 солидов…»
«Если кто ограбит свободного человека…, принуждается к уплате 63 соли-
дов…»
«Если римлянин ограбит салического варвара, должен… заплатить 63 солида.» «Если франк ограбит римлянина,… принуждается к штрафу в 35 солидов.»
Титул Х
«Если кто лишит жизни свободного франка или варвара, живущего по Салическому закону,… присуждается к уплате 200 солидов.»
«Если кто лишит жизни человека, состоящего на королевской службе, … присуждается к уплате 600 солидов.»
«Если кто лишит жизни римлянина — королевского сотрапезника,… присуждается к уплате 300 солидов.»
«Если кто лишит жизни римлянина-землевладельца, … присуждается к уплате 100 солидов.»
«Если кто лишит жизни римлянина, обязанного платить подати, присуждается к уплате 63 солидов.»
Титул
«Если кто лишит жизни графа, присуждается к уплате 600 солидов.»
При отсутствии времени можно ограничиться материалом учебника (с. 15) и исторического источника «Салическая правда» (учебник, с. 16). Работа надданным документом является переходом к третьему вопросу.
3 Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради (№ 1 (5—6 б.) на с. 11) с помощью учебника (§ 2, п. 3, «Грамота о закабалении» на с. 17).
Проверка задания, уточнения и выставление отметок. Разбор понятий: бенефиций, поземельно- и лично-зависимые крестьяне.
• Подведение итогов работы.
Домашнее задание: § 2, вопросы 1, 2, 4, 6 (с. 16); рабочая тетрадь (№ 1 (3-4 б.) на с. 11, № 1 (9—10 б.) на с. 13).
Индивидуальное задание: подготовьте к следующему уроку устное сообщение о Карле Великом но плану:
Когда и где жил Карл Великий?
К какой группе населения он принадлежал?
Какой цели он стремился достичь? Какие задачи ставил перед собой?
Какими средствами добивался осуществления задуманного?
Какие личные качества помогали ему в этом?
Назовите наиболее важные его свершения. Дайте свою оценку. Литература для выполнения индивидуального задания1:
Учебник по истории Средних веков. 6 класс (В. А. Федосик и др.
Мн.: Издат. центр Б ГУ, 2002, § 2, п. 3, 4 . с. 21—23).
Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история / (‘ост. II. С. Елманова, Е. М. Савичева. М.: Педагогика-Пресс, 1999. С. 203 206.
Из «Жизнеописания Карла Великого» Эйнгарда
Эйнгард (770—840 гг.) — один из деятелей <■Каролингского возрождения», приближенный короля Карла. Его «Жизнеописание Карла Великого» — один из не I очников по истории франков в период правления государя.
«Карл обладал крепким телосложением и довольно высоким ростом… около семи футов (чуть более 190 см). У него была круглая голова, большие живые глаза, нос несколько длиннее среднего, прекрасные светлые волосы, открытое привлекательное лицо. Благородная седина очень украшала его лицо, всегда живое, веселое. Все это весьма способствовало его обаянию. И хотя шея его была слиш- м>м коротка и толста, а живот выпирал, пропорциональность остальных частей шла скрывала эти недостатки.
Походка Карла Великого была твердой, голос — звучным, весь его облик — мужественным… Он отличался превосходным здоровьем…, увлекался верховой ездой, охотой, плаванием и достиг в этом таких успехов, что ему не было равных.
Император Карл носил старинную франкскую одежду — полотняную рубашку, камзол, обшитый шелковыми полосами, и штаны. Плечи и грудь защищал зимой накидкой из меха выдры или соболя. Поверх всего надевал голубой плащ. Он всегда носил меч с золотой или серебряной рукояткой…
На праздники Карл надевал золототканую одежду, обувь с драгоценными камнями, плащ застегивал золотой пряжкой. Голову короля украшала корона из золота и драгоценных камней.
В еде и питье король был умерен. Обычная трапеза состояла из четырех блюд… Во время обеда он слушал музыку или чтение…
Карл, человек недостаточно «отесанный» в детстве, повзрослев, принялся за изучение латыни и «искусств», пытался писать, но более всего любил, чтобы ему читали вслух… античные рассказы… Он ревностно занимался «свободными науками», высоко чтя учителей этих наук. Обладая большим красноречием, Карл ясно выражал свои мысли. Не довольствовался одним языком, он прилагал старания к изучению языков иноземных. Латинский язык постиг как родной. Понимал по-гречески. Учился он и искусству счета. Пытался и писать: для этого возил с собою на постели под подушкой дощечки и листки (пергамента), чтобы в свободное время приучить руку выводить буквы. Но успеха в этом деле не добился, потому что слишком поздно начал учиться.
До глубокой старости не знал устали и болезней. Современников поражала •я о кипучая энергия. На его счету было более 30 военных походов.»