Урок 3 Образование государства франков

0
848
информация

Цели урока, на примере франков расширить знания учащихся о германских племенах, их занятиях, общественном строе, выяснить, как у них появилось государство, почему его форма получила название «монархия»; какие общественные отношения сложились во Франк­ском государстве; решая задачи нравственного воспитания, на примере характеристики Хлодвига вызвать отрицательное отношение к таким качествам личности, как жестокость, вероломство, лицемерие, ковар­ство; продолжить формирование умений работать с учебным текстом, историческими документами, сравнивать и анализировать историче­ские события; развивать картографические и хронологические умения и навыки.

Основные термины и понятия: монархия, бенефиций, крестьяне, поземельная и личная зависимость крестьян, «Салическая правда», государство.

Основные даты. ок. 500 г.

Персоналии: Хлодвиг.

Оборудование и раздаточный материал: тексты-фрагменты из исторических источников (из сочинений К. Тацита «Германия», из «Записок о Галльской войне» Гая Юлия Цезаря; отдельные титулы «Салической правды»), схема «Возникновение государства у фран­ков».

План урока

Актуализация знаний по теме «Древние германцы».

Образование государства у франков.

Общественные отношения во Франкском государстве.

Ход урока

Возвращение к запол­ненной схеме в рабочих тетрадях (№ 2 (3—4 б) на с. 7) — закрасить ту ячейку в схеме, где пока­зано королевство фран­ков.

Вводное слово о германских племенах, их наше­ствии на Западную Римскую империю и образова­нии варварских королевств на территории бывшей империи.

• Учитель организует работу учащихся над заданиями рабочей те­тради № 1 (5—6 б.) на с. 8, № 1 (7—8 б.) на с. 9.

Для выполнения заданий учащиеся используют текст учебника (§2, п. 1, с. 13) и специальные тексты-фрагменты из сочинения рим-

(•кого историка К. Тацита «Германия», «Записок о Галльской войне» римского полководца и писателя Гая Юлия Цезаря (середина I в. до п ,>.) (по 1 экз. на двоих учащихся).

Фрагменты из сочинения «Германия» римского историка К. Тацита

Глава V

Хотя их страна и различна до некоторой степени по внешнему виду, но в об­щем она представляет собой или страшный лес, или отвратительное болото. Для по­севов она плодородна, но не годится для разведения фруктовых деревьев… Герман­цы любят, чтобы скота было много: в этом единственный и самый приятный для них вид богатства. В золотей серебре боги им отказали… Впрочем, германцы и неодер­жимы такой страстью к обладанию (драгоценными металлами)…

Глава IX

Из богов германцы больше всех уважают Меркурия’, которому в определенные дни могут приносить даже… человеческие жертвы. Геркулесу’ и Марсу’ они угождают жинотными … Они посвящают (богам) рощи и дубравы и именами богов называют то шинственное, что наблюдают…

Глава XI

О менее значительных делах совещаются старейшины, о более важных — все… Сходятся в определенные дни.., а именно в новолуние и полнолуние, так как герман- I (ы верят, что эти дни являются самыми счастливыми для начала дела…

Глава XII

Перед народным собранием можно выступать с обвинением и предлагать на раэби- ршельства дела, влекущие за собой смертную казнь. На этих же собраниях произво­дятся выборы старейшин…

Глава XVI

Достаточно известно, что германские народы совсем не живут в городах и даже не выносят, чтобы их жилища соприкасались друг с другом; селятся они в отдалении друг от друга и вразброд, (где кому) приглянулся (какой-нибудь) ручей, или поляна, или лес. Деревни они устраивают не по-нашему, — в виде соединенных между со­бой и примыкающих друг к другу строений, но каждый окружает свой дом (опреде­ленным) пространством…

Глава XVII

Одеждой для всех служит короткий плащ, застегнутый пряжкой или… колюч­кой… Носят и звериные шкуры… Одежда женщин такая, как и у мужчин, с той толь­ко разницей, что они часто носят покрывала из холста, который расцвечивают пур­пурной краской…

Глава XXIII

Напитком (германцам) служит жидкость из ячменя или пшеницы, превращенная путем брожения в некоторое подобие вина… Пища у них простая: дикорастущие пло­ды, свежая дичь или кислое молоко…


Фрагменты «Записок о Галльской войне»

римского полководца и писателя Гая Юлия Цезаря

(середина I в. до н. э.)

Земля у них не разделена и не находится в частной собственности, и им нельзя более года оставаться на одном и том же месте для возделывания земли.

Они питаются не столько хлебом, сколько — и главным образом — молоком и за счет скота; они много охотятся. Все это, вместе взятое, а также свойства пищи, ежедневные военные упражнения, свободный образ жизни… укрепляет их силы и порождает людей столь огромного роста. Кроме того, они приучили себя, живя в стране с очень холодным климатом, не носить никакой другой одежды, кроме звериных шкур, которые вследствие их небольших размеров оставляют значитель­ную часть тела открытой, а также привыкли купаться в реках. Вся их жизнь проходит в охоте и военных занятиях…

Они не особенно усердно занимаются земледелием и питаются главным обра­зом молоком, сырым мясом.

Купцам они открывают доступ к себе для того, чтобы иметь кому продать захвачен­ное на войне, а не потому, что они сами нуждаются в каком бы то ни было ввозе.

В качестве богов они почитают лишь Солнце, Огонь и Луну, т. е. только те силы природы, которые они видят собственными глазами…

Когда племя ведет наступательную или оборонительную войну, то избираются должностные лица, несущие обязанности военачальников и имеющие право распо­рядиться жизнью и смертью членов племени. В мирное время у племени нет обще­го правителя; старейшины отдельных племен творят суд и улаживают споры… Когда кто-либо из первых лиц в племени заявляет в народном собрании о своем намерении предводительствовать и призывает тех, кто хочет следовать за ним.., тогда подыма­ются те, кто одобряет вождя…

Подведение итогов работы, выставление отметок и переход ко второму вопросу.

2 Данный вопрос целесообразно конкретизировать с помощью схе­мы «Возникновение государства у франков» (схему можно предста­вить на листе ватмана, а можно сделать раздатку для учащихся на от­дельных листах).

В схеме есть дата образования государства у франков. Учитель об­ращает внимание учащихся на то, что обязательные даты в учебнике напечатаны жирным шрифтом, а в конце учебника (с. 151) есть хро­нологическая таблица, которая содержит эти даты с соответствующи­ми событиями.

Можно спросить у учащихся, в каком веке образовалось Франк­ское государство (перевод даты в век).

Характеристика Хлодвига.

Учитель предлагает учащимся открыть рабочие тетради (с. 11, № 2 (3—4 б.)), затем, используя материал Григория Турского (VI в.) об истории с чашей (учебник 2002 г., с. 24) и исторической справки ныне действующего учебника (с. 14), рассказывает (зачитывает) о Хлодви- ге. Учащиеся по ходу рассказа отмечают в рабочих тетрадях черты ха­рактера Хлодвига.


Проверка задания дополняется беседой.

Какую общую оценку вы можете дать действиям Хлодвига?

Что вам больше всего не понравилось в нем: его цели или способы дей­ствий, которые он применял ради их достижения?

• «Салическая правда».

Если позволяет время, то можно организовать работу учащихся над статьями из сборника франкских законов «Салическая правда».

Задание:

Какие группы населения были во Франкском государстве?

Можно ли утверждать, что у франков в период правления Хлод- мига существовало неравенство?

Титул III

“Если кто украдет королевского быка, принуждается к уплате 90 солидов’…»

Титул X

«Если кто крадет раба, коня или упряжное животное, принуждается к уплате 30 солидов…»

«Если кто ограбит свободного человека…, принуждается к уплате 63 соли-

дов…»

«Если римлянин ограбит салического варвара, должен… заплатить 63 солида.» «Если франк ограбит римлянина,… принуждается к штрафу в 35 солидов.»

Титул Х

«Если кто лишит жизни свободного франка или варвара, живущего по Саличе­скому закону,… присуждается к уплате 200 солидов.»

«Если кто лишит жизни человека, состоящего на королевской службе, … при­суждается к уплате 600 солидов.»

«Если кто лишит жизни римлянина — королевского сотрапезника,… присужда­ется к уплате 300 солидов.»

«Если кто лишит жизни римлянина-землевладельца, … присуждается к упла­те 100 солидов.»

«Если кто лишит жизни римлянина, обязанного платить подати, присуждается к уплате 63 солидов.»

Титул

«Если кто лишит жизни графа, присуждается к уплате 600 солидов.»

При отсутствии времени можно ограничиться материалом учебни­ка (с. 15) и исторического источника «Салическая правда» (учебник, с. 16). Работа надданным документом является переходом к третьему вопросу.

3 Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради (№ 1 (5—6 б.) на с. 11) с помощью учебника (§ 2, п. 3, «Грамота о закабалении» на с. 17).

Проверка задания, уточнения и выставление отметок. Разбор поня­тий: бенефиций, поземельно- и лично-зависимые крестьяне.

• Подведение итогов работы.

Домашнее задание: § 2, вопросы 1, 2, 4, 6 (с. 16); рабочая тетрадь (№ 1 (3-4 б.) на с. 11, № 1 (9—10 б.) на с. 13).

Индивидуальное задание: подготовьте к следующему уроку устное сообщение о Карле Великом но плану:

Когда и где жил Карл Великий?

К какой группе населения он принадлежал?

Какой цели он стремился достичь? Какие задачи ставил перед со­бой?

Какими средствами добивался осуществления задуманного?

Какие личные качества помогали ему в этом?

Назовите наиболее важные его свершения. Дайте свою оценку. Литература для выполнения индивидуального задания1:

Учебник по истории Средних веков. 6 класс (В. А. Федосик и др.

Мн.: Издат. центр Б ГУ, 2002, § 2, п. 3, 4 . с. 21—23).


Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история / (‘ост. II. С. Елманова, Е. М. Савичева. М.: Педагогика-Пресс, 1999. С. 203 206.

Из «Жизнеописания Карла Великого» Эйнгарда

Эйнгард (770—840 гг.) — один из деятелей <■Каролингского возрождения», приближенный короля Карла. Его «Жизнеописание Карла Великого» — один из не I очников по истории франков в период правления государя.

«Карл обладал крепким телосложением и довольно высоким ростом… около семи футов (чуть более 190 см). У него была круглая голова, большие живые глаза, нос несколько длиннее среднего, прекрасные светлые волосы, открытое при­влекательное лицо. Благородная седина очень украшала его лицо, всегда живое, веселое. Все это весьма способствовало его обаянию. И хотя шея его была слиш- м>м коротка и толста, а живот выпирал, пропорциональность остальных частей шла скрывала эти недостатки.

Походка Карла Великого была твердой, голос — звучным, весь его облик — мужественным… Он отличался превосходным здоровьем…, увлекался верховой ездой, охотой, плаванием и достиг в этом таких успехов, что ему не было равных.

Император Карл носил старинную франкскую одежду — полотняную рубаш­ку, камзол, обшитый шелковыми полосами, и штаны. Плечи и грудь защищал зи­мой накидкой из меха выдры или соболя. Поверх всего надевал голубой плащ. Он всегда носил меч с золотой или серебряной рукояткой…

На праздники Карл надевал золототканую одежду, обувь с драгоценными камнями, плащ застегивал золотой пряжкой. Голову короля украшала корона из золота и драгоценных камней.

В еде и питье король был умерен. Обычная трапеза состояла из четырех блюд… Во время обеда он слушал музыку или чтение…

Карл, человек недостаточно «отесанный» в детстве, повзрослев, принялся за изучение латыни и «искусств», пытался писать, но более всего любил, чтобы ему читали вслух… античные рассказы… Он ревностно занимался «свободными на­уками», высоко чтя учителей этих наук. Обладая большим красноречием, Карл ясно выражал свои мысли. Не довольствовался одним языком, он прилагал ста­рания к изучению языков иноземных. Латинский язык постиг как родной. Пони­мал по-гречески. Учился он и искусству счета. Пытался и писать: для этого возил с собою на постели под подушкой дощечки и листки (пергамента), чтобы в сво­бодное время приучить руку выводить буквы. Но успеха в этом деле не добился, потому что слишком поздно начал учиться.

До глубокой старости не знал устали и болезней. Современников поражала •я о кипучая энергия. На его счету было более 30 военных походов.»