Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных. Многообразие и значение их в природе и жизни человека.
Цели урока: Закрепить знания об особенностях внешнего и внутреннего строения ракообразных (на примере речного рака) в связи со средой обитания, расширить знания о разнообразии ракообразных, их приспособленности к факторам среды, показать их роль в природе и жизни человека; продолжить формирование умений работать с учебником, дополнительными материалами, таблицами и схемами.
Оборудование: Таблица «Речной рак», коллекция ракообразных, влажный препарат «Рак-отшельник», сухой корм для аквариумных рыб, содержащий дафний и гаммарусов, диафильм «Классы Ракообразные и Паукообразные», карты с вопросами и заданиями по теме «Ракообразные», рассказы-зарисовки
о ракообразных.
Ход урока
Организационный момент
Активизация познавательной деятельности
Учитель формулирует тему урока и записывает ее на доске, предлагает учащимся самим определить цель и задачи урока, а на основе этого план работы.
План работы
Викторина «Ракообразные» (закрепление, повторение, расширение знаний).
Классификация ракообразных.
Многообразие ракообразных. Биологические особенности отдельных видов.
Значение ракообоазных в природе и жизни человека.
Изучение темы урока
Викторина «Ракообразные»
Вопросы распределены в две группы: репродуктивные и расширяющие знания (для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо поработать с материалом учебника, § 24 и дополнительными материалами).
Ответьте на вопросы: 11
Хитиновый покров ракообразных не пропускает ни воду, ни газы. Каким образом осуществляется при таких условиях газообмен между организмом и внешней средой?
Засушенные для коллекции раки сохраняют свою форму и размеры тела. Засушенные пауки и насекомые сморщиваются, уменьшаются в размере. Чем это можно объяснить?
Кишечник у ракообразных обычно с жевательным желудком и «печенью», открывающейся в среднюю кишку. Почему и как желудок у ракообразных может жевать? Почему слово печень в применении к ракообразным при написании берут в кавычки?
Из каких частей состоит тело рака?
Сколько пар ходильных ног у рака?
Имеется ли у ракообразных костно-мускульный мешок?
Где расположена и какую функцию выполняет зеленая железа?
Как происходит линька у рака?
Как устроены глаза рака?
Какого типа нервная система у рака?
Выберите правильные утверждения. Все неправильные исправьте так, чтобы они несли правильную информацию.
Хитиновый покров тела членистоногих хорошо пропускает воздух и не пропускает воду.
Тело речного рака делится на три отдела: голову, грудь и брюшко.
У ракообразных три пары ног.
Тело ракообразных покрыто хитиновым покровом, который выполняет функцию наружного скелета.
Кровеносная система ракообразных замкнутая.
Органы дыхания ракообразных — мальпигиевы сосуды.
Сердце рака расположено на спинной стороне и имеет вид пятиугольного мешочка.
У десятиногих раков имеются цедильный и жевательный желудок.
Нервная система ракообразных узлового типа.
Органы выделения десятиногих раков — зеленые железы.
У рака простые глаза.
Раки — раздельнополые животные.
Ответьте на вопросы, которые помогут вам расширить знания.
У речного рака, омара, лангуста по 5 пар ходильных ног. Какие другие типы ног имеются у этих животных? Какие функции они выполняют?
Любое членистоногое животное линяет. Речной рак, например, на первом году жизни линяет 6— 10 раз, на втором — 5 раз, на третьем — 3-4 раза. Взрослый рак самец линяет обычно 2 раза в год, а самка —
раз. Дафнии линяют 8 раз в течение 17 суток. С чем связано большое количество линек у молодых раков?
При ловле речных раков иногда попадаются особи, у которых одна клешня значительно меньше другой. Как можно объяснить такое явление?
Нервная система ракообразных, как и у кольчатых червей, состоит из подглоточного и надглоточного узлов, образующих окологлоточное кольцо, и узлов брюшной нервной цепочки. Имеются ли различия в нервной системе ракообразных и кольчатых червей? Если имеются, то какие?
При линьке рак некоторое время не ощущает положения собственного тела. Почему?
Учащимся предлагается познакомиться с дополнительным материалом.
Как рак ощущает положение собственного тела?
Как известно, всякое погружаемое в воду тело теряет часть своего веса, равную весу вытесняемой им воды (Закон Архимеда). Поэтому плавающее в воде животное, удельный вес которого близок к единице, не ощущает непосредственно силы тяжести, которая нас, обитателей наземной среды, крепко прижимает к земле. Будучи практически «невесомым», оно не могло бы распознать, где находится верх и где низ, и соответственно направлять свои движении, если бы в процессе исторического развития оно не приобрело бы особых органов равновесия. Такими органами обладают уже медузы, а в дальнейшем мы увидим их и у рыб. Имеются они и у рака и находятся в основании передних усиков. Здесь, в первом членике двуветвистого усика рака, есть углубление в виде маленького внугреннего кармана. Внутри каждого такого кармана торчат чувствительные волоски, а полость его заполнена водой, в которой перекатываются мелкие песчинки. При нормальном положении тела эти песчинки нажимают на находящиеся под ними нижние чувствительные волоски; если же у плавающего рака тело перевернется боком или вверх ногами, песчинки вследствие своей тяжести перемещаются внутри мешочка и нажимают уже на другие чувствительные волоски, и тогда рак ощущает, что тело его вышло из нормального положения.
При линьке рака сбрасывается и внутренняя выстилка его карманов вместе с заключенными в них песчинками. Тогда рак сам засовывает своими клешнями новые песчинки в отверстия карманов, а часто просто «елозит» головой по песку, и действие органа равновесия снова восстанавливается.
Регенерация конечностей
Иногда линька происходит очень трудно для рака: он, не будучи в силах освободить из старой кожи спою клешню или ходильную ногу, обрывает ее. Но поврежденная конечность способна к регенерации, поэтому-то и попадаются раки, у которых одна клешня меньше другой. Иногда рак при помощи своего мускульного усилия отламывает свою клешню и в тех случаях, когда ему грозит опасность; при этом конечность, несущая клешню, обрывается всегда на определенном месте — на втором членике. Такое спасительное самокалечение — аутогомия, встречается и в других группах животного мира, например у осьминогов, ящериц.
Классификация ракообразных
О Задание: Составить схему «Классификация Ракообразных».
Тип |
Членистоногие |
|
Подтип |
Жабродышащие |
|
класс |
Ракообразные |
|
Подкласс |
Высшие Раки |
Низшие раки |
Представители |
|