Урок 3. Класс Ракообразные

0
477
вирусы

Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных. Многообразие и значение их в природе и жизни человека.

Цели урока: Закрепить знания об особенностях внешнего и внутреннего строения ракообразных (на примере речного рака) в связи со средой обита­ния, расширить знания о разнообразии ракообразных, их приспособленности к факторам среды, показать их роль в природе и жизни человека; продолжить формирование умений работать с учебником, дополнительными материала­ми, таблицами и схемами.

Оборудование: Таблица «Речной рак», коллекция ракообразных, влажный препарат «Рак-отшельник», сухой корм для аквариумных рыб, содержащий дафний и гаммарусов, диафильм «Классы Ракообразные и Паукообразные», карты с вопросами и заданиями по теме «Ракообразные», рассказы-зарисовки

о ракообразных.

Ход урока

Организационный момент

Активизация познавательной деятельности

Учитель формулирует тему урока и записывает ее на доске, предлагает уча­щимся самим определить цель и задачи урока, а на основе этого план работы.

План работы

Викторина «Ракообразные» (закрепление, повторение, расширение знаний).

Классификация ракообразных.

Многообразие ракообразных. Биологические особенности отдельных видов.

Значение ракообоазных в природе и жизни человека.

Изучение темы урока

Викторина «Ракообразные»

Вопросы распределены в две группы: репродуктивные и расширяющие знания (для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо поработать с материалом учебника, § 24 и дополнительными материалами).

Ответьте на вопросы: 11

Хитиновый покров ракообразных не пропускает ни воду, ни газы. Каким образом осуществляется при таких условиях газообмен меж­ду организмом и внешней средой?

Засушенные для коллекции раки сохраняют свою форму и размеры тела. Засушенные пауки и насекомые сморщиваются, уменьшаются в размере. Чем это можно объяснить?

Кишечник у ракообразных обычно с жевательным желудком и «пе­ченью», открывающейся в среднюю кишку. Почему и как желудок у ракообразных может жевать? Почему слово печень в применении к ракообразным при написании берут в кавычки?

Из каких частей состоит тело рака?

Сколько пар ходильных ног у рака?

Имеется ли у ракообразных костно-мускульный мешок?

Где расположена и какую функцию выполняет зеленая железа?

Как происходит линька у рака?

Как устроены глаза рака?

Какого типа нервная система у рака?

Выберите правильные утверждения. Все неправильные исправьте так, чтобы они несли правильную информацию.

Хитиновый покров тела членистоногих хорошо пропускает воздух и не пропускает воду.

Тело речного рака делится на три отдела: голову, грудь и брюшко.

У ракообразных три пары ног.

Тело ракообразных покрыто хитиновым покровом, который выпол­няет функцию наружного скелета.

Кровеносная система ракообразных замкнутая.

Органы дыхания ракообразных — мальпигиевы сосуды.

Сердце рака расположено на спинной стороне и имеет вид пяти­угольного мешочка.

У десятиногих раков имеются цедильный и жевательный желудок.

Нервная система ракообразных узлового типа.

Органы выделения десятиногих раков — зеленые железы.

У рака простые глаза.

Раки — раздельнополые животные.

Ответьте на вопросы, которые помогут вам расширить знания.

У речного рака, омара, лангуста по 5 пар ходильных ног. Какие другие типы ног имеются у этих животных? Какие функции они выполняют?

Любое членистоногое животное линяет. Речной рак, например, на первом году жизни линяет 6— 10 раз, на втором — 5 раз, на третьем — 3-4 раза. Взрослый рак самец линяет обычно 2 раза в год, а самка —

раз. Дафнии линяют 8 раз в течение 17 суток. С чем связано боль­шое количество линек у молодых раков?

При ловле речных раков иногда попадаются особи, у которых одна клешня значительно меньше другой. Как можно объяснить такое явление?

Нервная система ракообразных, как и у кольчатых червей, состоит из подглоточного и надглоточного узлов, образующих окологлоточ­ное кольцо, и узлов брюшной нервной цепочки. Имеются ли разли­чия в нервной системе ракообразных и кольчатых червей? Если имеются, то какие?

При линьке рак некоторое время не ощущает положения собствен­ного тела. Почему?

Учащимся предлагается познакомиться с дополнительным материалом.

Как рак ощущает положение собственного тела?

Как известно, всякое погружаемое в воду тело теряет часть своего веса, равную весу вытесняемой им воды (Закон Архимеда). Поэтому плавающее в воде животное, удель­ный вес которого близок к единице, не ощущает непосредственно силы тяжести, кото­рая нас, обитателей наземной среды, крепко прижимает к земле. Будучи практически «невесомым», оно не могло бы распознать, где находится верх и где низ, и соответствен­но направлять свои движении, если бы в процессе исторического развития оно не при­обрело бы особых органов равновесия. Такими органами обладают уже медузы, а в дальнейшем мы увидим их и у рыб. Имеются они и у рака и находятся в основании пе­редних усиков. Здесь, в первом членике двуветвистого усика рака, есть углубление в виде маленького внугреннего кармана. Внутри каждого такого кармана торчат чувстви­тельные волоски, а полость его заполнена водой, в которой перекатываются мелкие песчинки. При нормальном положении тела эти песчинки нажимают на находящиеся под ними нижние чувствительные волоски; если же у плавающего рака тело перевер­нется боком или вверх ногами, песчинки вследствие своей тяжести перемещаются внутри мешочка и нажимают уже на другие чувствительные волоски, и тогда рак ощу­щает, что тело его вышло из нормального положения.

При линьке рака сбрасывается и внутренняя выстилка его карманов вместе с заклю­ченными в них песчинками. Тогда рак сам засовывает своими клешнями новые песч­инки в отверстия карманов, а часто просто «елозит» головой по песку, и действие органа равновесия снова восстанавливается.

Регенерация конечностей

Иногда линька происходит очень трудно для рака: он, не будучи в силах освободить из старой кожи спою клешню или ходильную ногу, обрывает ее. Но поврежденная ко­нечность способна к регенерации, поэтому-то и попадаются раки, у которых одна клешня меньше другой. Иногда рак при помощи своего мускульного усилия отламыва­ет свою клешню и в тех случаях, когда ему грозит опасность; при этом конечность, не­сущая клешню, обрывается всегда на определенном месте — на втором членике. Такое спасительное самокалечение — аутогомия, встречается и в других группах животного мира, например у осьминогов, ящериц.

Классификация ракообразных

О Задание: Составить схему «Классификация Ракообразных».

Тип

Членистоногие

Подтип

Жабродышащие

класс

Ракообразные

Подкласс

Высшие Раки

Низшие раки

Представители

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь