Цели урока: познакомить с особенности географического положения, природы и населения региона; раскрыть специфику хозяйственной деятельности населения в отдельных странах, обусловленную природными условиями и колониальным прошлым; совершенствовать умения составлять описания стран, сравнивать страны.
Средства обучения: географические карты Африки (политическая, физическая, хозяйственной деятельности населения, социально-экономическая, тематические), учебные картины, экранные средства.
Основные представления и понятия: географическое положение, рельеф, типы климата, экваториальный лес, саванна, негроиды, пигмеи, колония, плантации.
Номенклатура: основные страны региона, их столицы, памятники всемирного природного и культурного наследия.
Межпредметные связи: колониальное прошлое Африки, работорговля (история).
План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)
1. Общая характеристика региона
Объяснение учителя. Особенности состава, географического положения, границ региона, его колониальное прошлое, сложный состав населения.
Практическая работа. Провести группировку стран по величине территории, географическому положению, природным условиям и богатствам, составу и плотности населения, по видам хозяйственной деятельности. Использовать тематические карты атласа.
Беседа. Какими природными богатствами выделяется каждая из стран региона? Какие сельскохозяйственные культуры и продукты горнодобывающей промышленности вывозят на мировой рынок страны региона?
2. Нигерия
Рассказ учителя. Нигерия – Африка в миниатюре. Проявление географической зональности в природе страны, природные богатства, сложный этнический состав населения, разнообразное бурно развивающееся хозяйство страны.
Практическая работа. Составить по географическим картам и тексту учебника (§ 27, стр. 111-112) характеристику отдельных компонентов природы Нигерии (рельефа, климата, вод, природных зон) и отраслей хозяйства.
Беседа. Как по территории Нигерии размещается население? Почему? Где расположены крупные города страны? Почему?
Задание. По картам атласа составить краткую характеристику одной из стран региона (по выбору)
Закрепление изученного
По каким основаниям выделяют регион Западной и Центральной Африки?
По каким признакам можно группировать страны региона?
Какие природные богатства используют в странах региона для развития сельского хозяйства, какие – для развития промышленности?
Как природа региона отражается на образе жизни населения? Приведите примеры.
Какие значимые события происходят сегодня в странах Западной и Центральной Африки?
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку