Урок 29 Тема: «Я и мои учителя»

0
636

Цель урока: объяснять значимость взаимопонимания в отношениях между учителем и учеником; формировать чувства признательности, уважения и благодарности своим учителям; развивать стремление к совершенствованию своих личных качеств.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, практическая работа.

Ресурсы: хрестоматия, тетрадь «Моя помощница», цветные карандаши, мелки, краски, шаблоны сердечек.

Круг радости

– Здравствуйте, ребята! Круг радости предлагаю начать с рассуждения о том, что значит для вас слово «учитель».

Закончите, пожалуйста, фразу: «Для меня учитель – это…»

Побеседуем

– Расскажите, с кем вы обычно советуетесь в трудных ситуациях?

А почему именно к этим людям вы обращаетесь за помощью, за советом? Почему к их мнению прислушиваетесь?

– Обращаетесь ли вы за советом к учителю по каким-то жизненным ситуациям? В каких случаях вы прибегаете к их помощи?

Все, кого вы назвали, – это близкие или хорошо знакомые вам люди.

– Но только ли знакомые могут научить вас чему-то или дать совет?

Посмотрите, сколько в вашей жизни замечательных учителей: мамы и папы, бабушки и дедушки, близкие друзья и родные, учителя в школе. Какие они разные, интересные, умные, добрые! Представьте себе, сколько заботливых учителей окружает вас!

Работа в тетради

Упражнение «Кто, чему и как учит меня?» (задание 1)

– Ребята, сейчас мы выполним одно задание.

В колонке «Меня учит» укажите тех людей из числа родных, близких, знакомых, которые вас чему-нибудь учат (мама, дедушка, сестра, братишка, учитель, друг и т.д.).

А в двух других колонках напишите, пожалуйста, чему именно и как учат вас.

– Школьный учитель – это особо значимый человек в вашей жизни. Он каждый день встречает вас в школе, делит с вами радость и огорчения, приобщает вас ко всему лучшему, что создало человечество за несколько тысяч лет своего развития.

– Подумайте, всякий ли человек способен стать учителем? А учеником?

– Может ли учитель одновременно быть и учеником?

– Чему может учитель научиться от вас, своих учеников?

– Известна истина, что человека можно научить чему-нибудь только тогда, когда он сам хочет этому научиться, то есть стать учеником. Каждый человек, так или иначе, всю жизнь является учеником. Ибо тот, кто умеет учиться всю жизнь, обычно многого добивается в своей профессиональной жизни, в работе, оказывается очень интересным и приятным коллегой, другом, товарищем. Каждый человек может быть учителем для других людей. Для этого не обязательно быть педагогом. Каждый учитель – ученик, каждый ученик – учитель.

– Давайте поразмышляем, ребята, каким должен быть учитель.

Упражнение «Неоконченные предложения»

Дети завершают предложения:

«Учитель может быть…»

«Учитель не должен быть…»

«Урок может быть…»

«Урок не должен быть…»

– Кем легче быть, на ваш взгляд, учителем или учеником?

Рассуждения детей.

Упражнение «Родительское собрание»

Ученики выходят к доске в роли учителя и «ведут родительское собрание », говоря о классе в целом и о любом из учеников в отдельности. Дети сменяют друг друга в этой роли, продолжая рассказ «учителя» о школьных успехах и проблемах детей.

– Легко ли было выступать от имени учителя? Почему?

– Что вы чувствовали, когда «учитель» говорил о вас?

– Я во многом согласна с вами. На мне лежит очень большая ответственность за то, чему вы научитесь, какими людьми вы станете.

Мне надо многое знать и уметь. В том числе – уметь учиться. Я учу детей не первый год. И все это время я учусь: читаю специальные книги, газеты, журналы. Езжу на семинары. Советуюсь с коллегами, с вашими родителями. Я многому учусь у вас, у моих учеников.

Современные философы сравнивают труд учителя с мостиком, по которому идут его ученики. А когда ученик пройдет по мосту, то мостик исчезает, чтобы ученик мог построить свой собственный мост. А в Китае и Японии говорят, что самый счастливый учитель тот, ученик которого превзошел своего учителя в том мастерстве, которому он учил.

Работа в тетради (задание 2)

– Подумайте и запишите в тетради, что вы могли бы сказать об учителях. С кем и с чем сравнили бы труд учителя? Почему?

Дети делятся своими мнениями.

Творческая работа «Сердце в подарок»

– В этом году вы оканчиваете начальную школу, прощаетесь со своими первыми учителями, с которыми вы уже не встретитесь в следующих классах. Я хочу предложить вам выполнить одно задание.

Учитель раздает бумажные сердечки ученикам.

– Пожалуйста, выразите на этих бумажных сердечках свои мысли и чувства к своим любимым учителям. Разукрасьте ваши добрые послания.

Теперь мы наклеим их на плакат в форме большого сердца. Это будет ваш подарок учителям.

Он расскажет о том, что в ваших сердцах доброй памятью останутся те, кто учил вас в начальных классах на протяжении четырех школьных лет.

Домашнее задание

– Напишите в тетради мини-сочинение на тему: «Мой любимый учитель» или «Каким должен быть настоящий учитель» (задание 3).

Прочитайте в хрестоматии стихотворение А. Дуйсенбиева «Учитель» и рассказ Л. Каминского «Знание-сила».

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель приглашает детей в круг «От сердца к сердцу». Прикасаясь ладонью к ладони учителя, ученики говорят ему слова-пожелания.

Начинает учитель словами: «От сердца к сердцу всю свою любовь дарю Вам». Дети формулируют пожелания.

– А теперь давайте все вместе поблагодарим наших учителей и хором скажем: «Учитель! Я благодарю тебя за любовь, за свет знаний, который ты нам несешь!»

В заключение учитель благодарит детей за то, что они хорошо учатся, стремятся к знаниям и стараются быть добрыми, справедливыми людьми.

поурочные планы для 4 класса, Самопознание