Цели: ознакомить с функциями государства в рыночной экономике, механизмами государственного регулирования экономики; развивать умения вести дискуссию и отстаивать собственное мнение.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель объявляет тему урока, подчеркивая, что в ходе занятия нужно будет обобщить весь ранее изученный материал.)
Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Основные экономические функции государства.
2. Налоги и налогообложение.
3. Государственный бюджет.
II. Проверка домашнего задания
(Можно провести индивидуальный опрос по вопросам к § 14 учебника Кравченко.
Несколько учеников предлагают свой комментарий или эссе по высказываниям (см. прошлый урок).)
– Стоит ли учиться предпринимательству?
– Есть ли разница между бизнесменом и предпринимателем?
– Какие формы бизнеса можно организовать в вашем учебном заведении?
III. Изучение нового материала
1. Основные экономические функции государства
Государственное регулирование экономики имеет долгую историю развития: уже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. Важную роль в экономическом развитии нескольких континентов сыграли Великие географические открытия, а экспедиции первооткрывателей снаряжались на государственные деньги Испании и Португалии.
В современных условиях любое государство осуществляет регулирование экономики с различной степенью государственного вмешательства в национальную экономику. Необходимость такого вмешательства признают все экономисты, однако они расходятся в вопросах о границах и направлениях этого вмешательства, о соотношении государственного и рыночного регулирования. Причем по этим проблемам высказываются самые крайние точки зрения: от полной экономической свободы до полного государственного монополизма.
(Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника Кравченко на с. 116. Учитель комментирует схему на с. 117 учебника.)
Для эффективного осуществления своих функций государство использует ряд инструментов (механизмов), важнейшими из которых являются фискальная и денежная политика, социальная политика и политика регулирования доходов, внешнеэкономическая деятельность.
Фискальная политика – деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Это происходит через систему налогообложения и сбор средств, а также через расходование этих средств. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно воздействовать на деловую активность, решать проблемы безработицы и инфляции.
Денежная политика позволяет влиять на цены и объем национального производства, гарантировать национальные проекты и инвестиции и т. п. Денежная политика может быть как средством стабилизации, так и деструктивно влиять на экономическое развитие.
Социальная политика имеет главной целью обеспечить достойную жизнь своим гражданам. Для этого с помощью разных мер государство перераспределяет доходы, оказывает различную государственную помощь малоимущим, финансирует образование, культуру и т. п.
Внешнеэкономическая деятельность — это торговое и валютное регулирование, таможенные пошлины, квотирование и т. п. Тем самым государство оказывает поддержку отечественному производителю и влияет на торговый баланс «экспорт – импорт».
Все эти механизмы тесно взаимосвязаны. Это означает, что принятие решения по одному из них требует изменения в другом.
Например, принимается национальный проект «Образование». Необходимо прежде всего изыскать финансовое обеспечение этой программы: средства на достойную оплату труда учителей, материальное обеспечение профильного обучения и т. д.
– Почему вмешательство государства в экономику России за последние годы так быстро росло?
Для современной России на переходном этапе к рыночной экономике государственное регулирование крайне важно: после тоталитаризма в экономике нельзя сразу отказаться от государственного регулирования, хотя бы чтобы не разрушить наработанные связи и взаимодействия.
2. Налоги и налогообложение
Без налогов государство существовать не может.
(Учащиеся вспоминают или читают в тексте учебника определение налога.)
Налогообложение – это определенный законодательством страны механизм изъятия части доходов юридических и физических лиц в пользу государства.
Существует несколько видов налогов.
Прямые налоги – это платежи в пользу государства в зависимости от размеров их доходов или стоимости имущества.
Косвенные налоги – это платежи в пользу государства, взимаемые только при осуществлении определенных действий, например, при покупке некоторых товаров.
Акциз – это налог, уплачиваемый при приобретении некоторых товаров, который устанавливается как проценты к цене товара.
В современной России используется порядка 40 различных налогов.
Кроме налогов есть сборы, например, пошлины, – это платежи за право оказывать или пользоваться определенными услугами.
Налоги и сборы бывают местными, региональными и федеральными.
3. Государственный бюджет
Государственный бюджет – это план сбора доходов и использования полученных средств на определенный период.
– Прочитайте текст учебника на с. 118-120. Составьте тезисы.
IV. Закрепление изученного материала
(Учитель организует работу с основными понятиями: государственный бюджет, секвестр, дефицит бюджета, профицит бюджета, государственный долг, налогообложение, налоги, пошлина, прямые налоги, косвенные налоги, акциз.)
– Бывают ли хорошие налоги?
– Какие налоги наиболее эффективны: достаточно низкие или высокие? Почему?
– Почему реализация принципа уравнительности в распределении благ замедляет рост благосостояния всех граждан страны?
(Учащиеся выполняют задания практикума, помещенного на с. 121 учебника.)
Домашнее задание
Выучите § 15 (учебник Кравченко), подготовьтесь к итоговому уроку по модулю «Экономическая сфера».