Урок 29 Н. В. Гоголь. «Тарас бульба» Анализ 7–8-й глав
Цели: совершенствовать навыки аналитической работы с текстом; развивать умения делать выводы и обобщения; формировать чувство патриотизма, национального самосознания.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа по новой теме (анализ 7-й гл.).
Аналитическая беседа по вопросам.
Задание. Зачитать последние строчки – гл. 7 (с. 177).
– Каким авторским чувством проникнуты эти строки? (Сожаление.)
– Как мы относимся к поступку Андрия?
– Что же еще случилось этой ночью в лагере запорожцев? (I ч., с. 177. «… половина войска перебита, а другая перевязана (взята в плен)…».)
– Какова причина? (Беспечность.)
– Какое решение принимает Кокубенко? (Разделиться войску на три части, встать у трех ворот и выманить ляхов из города бранными, обидными для ляхов словами.)
Задание. Выбрать реплики казаков и ляхов. («А красные жупаны (верхняя одежда поляков и …). Да уж и не сказали…)
– Почему не сказали?
– Остап – куренной атаман. Почему казаки выбрали именно его? («Лучше не можно поставить… разум у него, как у старого человека».)
– Какое чувство испытывал Тарас, увидев Остапа с атаманской палицей? (I ч., с. 184. «Вишь ты какой… оказанную сыну».)
– Какая дума не покидала Тараса? («…Тарас думал и не мог придумать, куда девался Андрий… и шел перед полком».)
Вывод. Беспечность приводит к беде в любом деле, в военном же – несет смерть. Думы горькие не давали Тарасу Бульбе покоя, он гордился Остапом, он беспрестанно думал о судьбе Андрия; чувство товарищества проявили казаки, обещая освободить взятых в плен запорожцев.
III. Подведение итогов урока.
– Какая весть всполошила весь казацкий лагерь? (Татары напали на Сечь, забрали весь скарб (имущество). Одних казаков перебили, других увели в плен.)
– Что предлагает кошевой атаман Кокубенко? («…не терять, товарищи, времени и гнаться за татарами».)
– Почему Бульба не согласен с таким решением? («Ты позабыл… захваченные ляхами?… Что ж за казак. Один остаюсь!» С. 186 (внизу).)
Задание. зачитать строки о казаке Бовдюге. (I ч., с. 187. «Тогда вышел вперед… что скажет Бовдюг».)
– Каков его совет? («Первый долг и первая честь казака – соблюсти товарищество…» Разделиться на две части. «Все согласны!» (I ч., с. 188.)
Задание. прощание казаков. (I ч., с. 190.)
– Как чувствовали себя казаки? (I ч., с. 190.)
Вывод. Чувство товарищества проявляется не в хмельной пирушке, а на поле брани, когда решается судьба не только твоя, но твоих собратьев по оружию.
Домашнее задание: подобрать материал для характеристик героев повести (Т. Бульбы, Остапа, Андрия).