Урок 29. Мораль

0
796

Цели: рассмотреть содержание понятия «мораль»; развивать умение анализировать и систематизировать информацию; фор­мировать эмоциональное отношение к морали и нравственным ценностям.

Основные понятия: мораль, моральный поступок, безнрав­ственный поступок.

Оборудование: учебник, дополнительный материал.

План изучения нового материала

1. Что такое мораль?

2. Нравственные ценности.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель предлагает учащимся записать тему урока «Мораль» и обратиться к домашнему заданию.

II. Актуализация знаний

Учащиеся дают развернутый ответ по плану:

Карточка 1

1. Что такое наука?

2. Зарождение науки.

3. Наука делится на…

4. Методы исследования.

5. Значение общественных наук.

Карточка 2

1. Что такое образование?

2. Функции образования.

3. Что такое самообразование?

4. Ступени образования.

5. Непрерывность образования.

Два-три ученика представляют свой личный план самообра­зования на месяц.

Учитель совместно с учащимися оценивает и рецензирует ответы.

III. Изучение новой темы

(Учитель начинает урок с притчи «Яма». Текст притчи разда­ется на ученические столы.)

Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что обидчик пасет животных в отда­ленном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в нее. Поздней ночью чело­век начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадет в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из нее.

IV. Работа с текстом

Стратегия «Таблица-синтез»

(Данная стратегия используется для развития рефлексивного восприятия информации. Она побуждает ученика к диалогу с тек­стом, к критическому осмыслению его содержания. При первом восприятии текста заполняются первые две графы, а третья — при просмотре содержания первых двух. При чтении текста можно предложить ученикам читать в паре. Диалог, возникающий в про­цессе подобного парного чтения, может впоследствии перерасти в умение вести диалог с текстом.

Ключевые моменты текста

На чем остановилось внимание

Почему именно на этом у меня остановилось внимание

Вывод: в чем мораль?

Мораль — нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о спра­ведливости, долге, чести и совести и др.)

— Совместите определение и сформулированную вами мораль при изучении текста.

Учитель предлагает учащимся в парах прочитать тексты: «Хри­стианские заповеди», «Индуистские принципы йоги», «Пять глав­ных заповедей правоверных мусульман». Обсудить: чему они учат, какие общечеловеческие ценности выделяют?

V. Подведение итогов урока

Мораль и право регулируют поведение человека в обществе. Нарушение морали наказывается мнением общества и заставляет человека испытывать угрызения совести.

Человек еще с древности задумывался над тем, что такое добро и зло.

Домашнее задание

Прочитать с. 145—150. Задания 1—5, с. 150.

Дополнительный материал Христианские заповеди

1. Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене. (Я есть Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов, кроме Меня.)

2. Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси и горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею; да не поклони- шися им, ни послужиши им. (Не делай себе кумиров ни на небе, ни на земле, ни под землей; и не поклоняйся и не служи им.)

3. Не приемли имени Господа Бога твоего всуе. (Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.)

4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай ты, и со­творивши в них все дела твоя, день же седьмый — суббота Господу Богу твоему.

5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли.

6. Не убий.

7. Не прелюбы сотвори. (Не прелюбодействуй, не изменяй любви и верности, сохраняй чистоту мыслей и желаний.)

8. Не укради.

9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. (Не лже­свидетельствуй, не лги.)

10. Не пожелай жены ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всяка скота его, елика суть ближняго твоего. (Не завидуй чужому добру.)

Библии, Книга Исход, гл. 20

Суть этих заповедей Иисус Христос изложил так:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая за­поведь. Вторая же, подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Евангелие от Матфея, гл. 22

Индуистские принципы йоги

Пять обетов сдержанностиЙама, которые составляют Великий обет — Маха-вратам.

!. Ахимса — ненасилие, неубийство, непричинение вреда всему жи­вому в делах, чувствах, словах и мыслях, любовь ко всему сущему.

2. Сатья — правдивость, искренность в делах, чувствах, словах и мыслях.

3. Астей;! — неворовство, неприсвоение чужого.

4. Апарибраха — ненакопительство лишнего, отказ от второстепен- ного ради главного.

5. Брахмачарья — воздержание, контроль за всеми желаниями, эмо­циями, мыслями.

Пять главных обязанностей правоверных мусульман

Пять столпов веры

1. Верить, что есть только один единый Бог — Аллах, а Мухаммед — его Пророк.

2. Совершать намаз (молиться) 5 раз в день.

3. Соблюдать главный пост с рассвета до заката в течение священного месяца Рамадан всем, кроме малых детей и больных.

4. Тратить пятую часть своего дохода на милостыню.

5. Совершить хотя бы раз в своей жизни хадж — паломничество (пу­тешествие) в святые места — Мекку и Медину.