Урок 29 ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН. «ЛИСТОПАД»

0
491

Цели: знакомить учащихся с поэзией XIX – начала XX века; познакомить с жизнью И. А. Бунина, с произведениями И. А. Бунина, показать многообразие творчества И. А. Бунина; учить детей умению сочувствовать, сопереживать, сострадать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся выразительно читают стихотворения Н. А. Некрасова «Школьник» и «В зимние сумерки нянины сказки…», выделяют лучшего чтеца.

– Какие строки стихотворений больше всего привлекли ваше внимание? Прочитайте их.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина.

– Какие произведения И. А. Бунина вам знакомы?

– Чем они интересны, чем привлекли ваше внимание?

– Как вы думаете, какую судьбу, характер, увлечения, интересы имел человек, создавший такие стихотворения?

– Со стороны отца И. А. Бунин происходил из старинного дворянского рода, к которому принадлежал и поэт Василий Андреевич Жуковский. Сам писатель говорил о том, что его род дал России «немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства…». «Все мои предки, – подчёркивал Бунин, – были связаны с народом и землёй…»

Детство Бунина (кроме первых четырёх лет, когда семья жила в Воронеже) прошло в небольшом фамильном поместье в Орловской губернии среди истинно русской природы. Десяти лет от роду он был отдан в Елецкую гимназию, где любимыми для него стали занятия словесностью. После пятого класса платить за обучение стало нечем, а любимый Буниным хутор Бутырки пришлось продать, иначе семье грозило разорение. В дальнейшем Иван Бунин занимался на дому, под руководством старшего брата, который и подготовил Ивана к экзамену на аттестат зрелости.

Уже в детстве проявились необычайная впечатлительность и восприимчивость Бунина.

Первые стихотворения И. А. Бунина были опубликованы в 1887 году, ему в ту пору было 17 лет. вскоре появились его рассказы, очерки, критические статьи. В 1891 году в Орле вышла в свет первая книга стихов И. А. Бунина. Через несколько лет печатаются несколько сборников Бунина («На край света» – 1897 г., «Под открытым небом» – 1898 г., «Стихи и рассказы» – 1900 г., «Листопад» – 1901 г.), а сам И. А. Бунин завоёвывает своё место в художественной жизни России.

Кроме того, Бунин самостоятельно выучил английский язык и переводил Байрона, американского поэта Генри Лонгфелло, а также украинского поэта Тараса Шевченко. В 1903 году Академия наук присудила Бунину Пушкинскую премию за «Листопад» и «Песнь о Гайавате» (перевод произведения Г. Лонгфелло). Пушкинской премии И. А. Бунин был удостоен трижды. В 1909 году И. А. Бунин был избран почётным членом Академии наук. В 1933 году И. А. Бунин первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии.

Больше всего на свете, кроме поэзии и прозы, Иван Алексеевич любил путешествия. Сам себя он называл «бродником», то есть путником. Он изъездил весь юг России, много странствовал по Востоку, хорошо знал Средиземноморье, жил в Италии, на Капри, бывал на Цейлоне и в Африке.

Став известным писателем, И. А. Бунин любил тех, кого считал по-настоящему талантливыми, многим помогал деньгами, советом, молодым оказывал покровительство.

После рассказа о судьбе писателя учитель должен дать учащимся возможность высказать свои мысли, поделиться своими впечатлениями.

– А сейчас давайте прочитаем стихотворение И. А. Бунина, которое называется «Листопад». В ваших учебниках дан только отрывок стихотворения, и если оно вам понравится, вы можете найти его в библиотеке, чтобы прочитать полностью.

Учитель выразительно читает стихотворение.

– Что хотите сказать?

– Какие картины вы представляли, когда слушали стихотворение?

– Какие новые стороны поэзии И. А. Бунина открылись перед вами?

– Наблюдали ли вы что-нибудь подобное?

– Какое настроение вызывает стихотворение?

– Какие эпитеты, метафоры, сравнения использует автор?

– Выпишите их в тетрадь.

Данную работу целесообразнее выполнить в группах, а затем проверить её.

IV. Итог урока.

– Понравился ли вам сегодняшний урок? Чем?

– Что особенно запомнилось?

– Какие открытия сделали?

– Что бы хотели ещё выполнить?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения И. А. Бунина «Листопад» (с. 152–153, часть 1-я); выучить наизусть отрывок, начинающийся словами «Лес, точно терем расписной…» и заканчивающийся словами «И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой…»; сделать рисунок к стихотворению; подготовиться к обобщающему уроку и проверочной работе.