Цели: подвести учащихся к пониманию взаимосвязи общества и человека; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, аргументировано отвечать на поставленные вопросы; способствовать воспитанию у учащихся чувства долга, умения отвечать за свои поступки.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (мораль, совесть, моральный долг, общественный долг), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Добро и зло»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 61 и 62
КАРТОЧКА № 61
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Что такое добро?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Чему посвящена драма М.Ю. Лермонтова «Испанцы»?
– Как оценить поступок влюбленного юноши? Почему одни восхищаются им, а другие осуждают?
– Что мы считаем добром?
– Когда можно чувствовать себя по-настоящему счастливым человеком с точки зрения морали?
– Кого мы считаем по настоящему добрым человеком?
– Почему полезные для себя вещи человек называет добром?
– Как определить полезность своих поступков для людей? Почему, прежде чем совершить поступок, нужно задуматься о его последствиях?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 62
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Что такое зло?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Что люди обобщают в понятии «зло»?
– Какие отрицательные явления наиболее распространены в современном обществе?
– Что в обществе считается злом большим, а что злом малым?
– Почему зло очень многолико?
– Почему зло часто прикрывается маской добра?
– Что является критерием морального поведения?
– С какой точки зрения надо оценивать человека и его дела?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради.
ВАРИАНТ Б
– Объясните понятия: социальные нормы, моральный выбор, моральный контроль. (Нормы социальные – общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп. Моральный выбор – ориентирование на общечеловеческие, абсолютные, нравственные ценности и идеалы. Моральный контроль – совесть человека.)
ВАРИАНТ В
Выполнение задания по дополнительной литературе Дополнительный материал
В одной старинной китайской притче рассказывается о юноше, который пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики.
– Умеешь ли ты лгать? – спросил его мудрец.
– Конечно нет!
– А воровать?
– Нет.
– А убивать?
– Нет…
– Так иди и познай все это, – воскликнул мудрец, – а познав не делай! [61, с. 199]
3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 61 и 62, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы
План
1. Что такое долг?
2. Долг общественный и долг моральный.
3. Совесть.
Задача для учащихся: выяснить, почему наша жизнь – это выполнение долга. В чем тайна совести?
1. Знакомство учащихся с новыми терминами.
Учебник 1 (с. 334-337). См. пункт «оформление доски».
Вариант ответа в тетради:
Долг связывает человека с обществом. Человек приобретает тем самым объективные обязанности и ответственность.
Объективные обязанности – независимые от нашего желания. Пример объективных обязанностей – общественный долг.
Моральный долг – это, когда человек сознательно предъявляет себе моральные требования.
Совесть – это личное глубокое осознание своего долга и ответственности.
2. Самостоятельная работа учащихся с дополнительным материалом
Задание для учащихся: можно ли сказать, что работа спасателей – это соединение двух сторон долга, моральной и общественной?
Дополнительный материал
Шойгу Сергей Кужугетович
Хотя стремительная карьера Сергея Шойгу развивалась во многом благодаря связям его отца, все единодушно отмечают и несомненный организаторский талант сына. Недаром при всех переменах он практически единственный сохраняет свой пост в правительстве. Вот почему по отношению к нему можно перефразировать старую поговорку: министры приходят и уходят, а Шойгу остается.
К моменту рождения сына Шойгу-старший был заместителем председателя Совета министров Тувинской АССР. Мать Сергея, русская по национальности, всю жизнь проработала учительницей в средней школе.
В 1977 г. Шойгу закончил Красноярский политехнический институт и с дипломом строителя пришел работать в красноярский трест «Промхимстрой». Там за 3 года он прошел путь от рядового инженера до главного мастера треста.
В конце 1979 г. Шойгу переезжает к родителям в город Кызыл, где тоже некоторое время работает строителем. Потом он уезжает на строительство Саянского металлургического комбината, а после его завершения отправляется строить Саяно-Шушенскую ГЭС.
Именно там Шойгу вместе с группой молодых строителей впервые в отрасли создал небольшой спасательной отряд. Вначале они работали на самых напряженных местах строительства, а затем начали вылетать в районы стихийных бедствий, в разные концы Красноярского края.
Проработав на строительных площадках 10 лет, Шойгу по совету отца переходит на партийную работу: ведь в те годы это был единственный путь сделать себе карьеру.
Свое восхождение он начинает с должности второго секретаря Абаканского городского комитета партии. В 1989 г. его назначают инспектором отдела промышленности Красноярского краевого комитета партии. Но Шойгу не забывает и свой спасательный отряд, он добивается, чтобы его перевели в подчинение крайкома.
Пропагандируя свои идеи, Шойгу публикует несколько статей в центральных изданиях, где впервые обосновывает необходимость создания специального корпуса спасателей. Хотя в период застоя эти идеи казались ненужными, на автора все-таки обратили внимание, и он получает назначение в Москву.
Осенью 1990 г. Шойгу становится заместителем председателя Государственного комитета РСФСР по архитектуре и строительству, а также членом правительства И. Силаева. Новые власти уже по- другому воспринимают идеи Шойгу, и в 1991 г. он организует Российский корпус спасателей, который становится основой Государственного комитета по чрезвычайным ситуациям, образованного по указу Б. Ельцина сразу после августовских событий 1991 г.
Шойгу объединяет в составе корпуса лучших специалистов своего дела, и после нескольких успешных операций его комитет объединяется со службами гражданской обороны. Тогда и возникает общий орган по борьбе с чрезвычайными ситуациями и последствиями стихийных бедствий.
Специалисты подсчитали, что создание даже такого дорогостоящего ведомства, как МЧС, стоит все-таки намного меньше, чем программы по реконструкции железных дорог, газо- и нефтепроводов, безопасных промышленных сооружений. Да и министерство по чрезвычайным ситуациям буквально с первых же месяцев включилось в дело и прекрасно проявило себя.
В сентябре 1991 г. саперы из МЧС предотвратили с