Урок 29. Долг и совесть

0
391
биология

Цели: подвести учащихся к пониманию взаимосвязи общест­ва и человека; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, аргументировано отвечать на поставленные вопросы; способствовать воспитанию у учащихся чувства долга, умения отвечать за свои поступки.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (мораль, совесть, моральный долг, общественный долг), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Добро и зло»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 61 и 62

КАРТОЧКА № 61

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Что такое добро?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Чему посвящена драма М.Ю. Лермонтова «Испанцы»?

– Как оценить поступок влюбленного юноши? Почему одни восхи­щаются им, а другие осуждают?

– Что мы считаем добром?

– Когда можно чувствовать себя по-настоящему счастливым чело­веком с точки зрения морали?

– Кого мы считаем по настоящему добрым человеком?

– Почему полезные для себя вещи человек называет добром?

– Как определить полезность своих поступков для людей? Почему, прежде чем совершить поступок, нужно задуматься о его послед­ствиях?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 62

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Что такое зло?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Что люди обобщают в понятии «зло»?

– Какие отрицательные явления наиболее распространены в совре­менном обществе?

– Что в обществе считается злом большим, а что злом малым?

– Почему зло очень многолико?

– Почему зло часто прикрывается маской добра?

– Что является критерием морального поведения?

С какой точки зрения надо оценивать человека и его дела?

3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

ВАРИАНТ Б

Объясните понятия: социальные нормы, моральный выбор, моральный контроль. (Нормы социальныеобщепризнан­ные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и ста­бильность социального взаимодействия индивидов и групп. Моральный выбор – ориентирование на общечеловеческие, абсолютные, нравственные ценности и идеалы. Моральный контрольсовесть человека.)

ВАРИАНТ В

Выполнение задания по дополнительной литературе Дополнительный материал

В одной старинной китайской притче рассказывается о юноше, который пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики.

– Умеешь ли ты лгать? – спросил его мудрец.

– Конечно нет!

– А воровать?

– Нет.

– А убивать?

– Нет…

– Так иди и познай все это, – воскликнул мудрец, – а познав не де­лай! [61, с. 199]

3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 61 и 62, отзывы одноклассников

III. Изучение новой темы

План

1. Что такое долг?

2. Долг общественный и долг моральный.

3. Совесть.

Задача для учащихся: выяснить, почему наша жизнь – это выполнение долга. В чем тайна совести?

1. Знакомство учащихся с новыми терминами.

Учебник 1 (с. 334-337). См. пункт «оформление доски».

Вариант ответа в тетради:

Долг связывает человека с обществом. Человек приобретает тем самым объективные обязанности и ответственность.

Объективные обязанности – независимые от нашего желания. Пример объективных обязанностей – общественный долг.

Моральный долг – это, когда человек сознательно предъявляет себе моральные требования.

Совесть – это личное глубокое осознание своего долга и от­ветственности.

2. Самостоятельная работа учащихся с дополнительным материалом

Задание для учащихся: можно ли сказать, что работа спаса­телей – это соединение двух сторон долга, моральной и общест­венной?

Дополнительный материал

Шойгу Сергей Кужугетович

Хотя стремительная карьера Сергея Шойгу развивалась во многом благодаря связям его отца, все единодушно отмечают и несомненный организаторский талант сына. Недаром при всех переменах он практи­чески единственный сохраняет свой пост в правительстве. Вот почему по отношению к нему можно перефразировать старую поговорку: министры приходят и уходят, а Шойгу остается.

К моменту рождения сына Шойгу-старший был заместителем председателя Совета министров Тувинской АССР. Мать Сергея, русская по национальности, всю жизнь проработала учительницей в средней школе.

В 1977 г. Шойгу закончил Красноярский политехнический инсти­тут и с дипломом строителя пришел работать в красноярский трест «Промхимстрой». Там за 3 года он прошел путь от рядового инженера до главного мастера треста.

В конце 1979 г. Шойгу переезжает к родителям в город Кызыл, где тоже некоторое время работает строителем. Потом он уезжает на строительство Саянского металлургического комбината, а после его завершения отправляется строить Саяно-Шушенскую ГЭС.

Именно там Шойгу вместе с группой молодых строителей впер­вые в отрасли создал небольшой спасательной отряд. Вначале они работали на самых напряженных местах строительства, а затем начали вылетать в районы стихийных бедствий, в разные концы Краснояр­ского края.

Проработав на строительных площадках 10 лет, Шойгу по совету отца переходит на партийную работу: ведь в те годы это был един­ственный путь сделать себе карьеру.

Свое восхождение он начинает с должности второго секретаря Абаканского городского комитета партии. В 1989 г. его назначают инспектором отдела промышленности Красноярского краевого коми­тета партии. Но Шойгу не забывает и свой спасательный отряд, он добивается, чтобы его перевели в подчинение крайкома.

Пропагандируя свои идеи, Шойгу публикует несколько статей в центральных изданиях, где впервые обосновывает необходимость создания специального корпуса спасателей. Хотя в период застоя эти идеи казались ненужными, на автора все-таки обратили внимание, и он получает назначение в Москву.

Осенью 1990 г. Шойгу становится заместителем председателя Государственного комитета РСФСР по архитектуре и строительству, а также членом правительства И. Силаева. Новые власти уже по- другому воспринимают идеи Шойгу, и в 1991 г. он организует Рос­сийский корпус спасателей, который становится основой Государ­ственного комитета по чрезвычайным ситуациям, образованного по указу Б. Ельцина сразу после августовских событий 1991 г.

Шойгу объединяет в составе корпуса лучших специалистов своего дела, и после нескольких успешных операций его комитет объединяет­ся со службами гражданской обороны. Тогда и возникает общий орган по борьбе с чрезвычайными ситуациями и последствиями стихийных бедствий.

Специалисты подсчитали, что создание даже такого дорогостоя­щего ведомства, как МЧС, стоит все-таки намного меньше, чем про­граммы по реконструкции железных дорог, газо- и нефтепроводов, безопасных промышленных сооружений. Да и министерство по чрез­вычайным ситуациям буквально с первых же месяцев включилось в дело и прекрасно проявило себя.

В сентябре 1991 г. саперы из МЧС предотвратили с

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь