Урок 28 Времен связующая нить

0
1895
страны мира

Цель: углублять представление учащихся о понятиях «связь поколений» и «культурном наследие».

Задачи:

– расширение знаний о значимости культурного наследия народа в познании себя и мира;

– развитие творческих способностей и умения анализировать, сравнивать, выделять главное и устанавливать причинно-следственную связь между различными явлениями мировой культуры;

– воспитание ценностного отношения к культурному наследию.

Ресурсы: иллюстрации (плакаты) с видами “семи чудес” Казахстана, а именно: наскальных изображений урочища Тамгалы, Золотого человека, домбры, юрты, мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи, подземных мечетей Мангистау, Байтерека; карта Казахстана.

Круг радости

Учитель приглашает учащихся в круг и читает следующие строки Анвари:

Вот тебе два дела, – сделай хоть одно из них,

Коль прославиться делами хочешь пред людьми,

Или то, что сам ты знаешь, передай другим,

Или то, чего не знаешь, от других возьми.

Акцентируя внимание на последних двух строках учитель предлагает учащимся поделиться своими мыслями о том, что могли бы каждый из них «передать другим» и «что взять от других».

Учебная информация

На предыдущем уроке на основе организации различных видов учебной деятельности учащимся была предоставлена возможность самостоятельно рассмотреть и усвоить различные стороны темы урока. В связи с этим в начале данного урока целесообразно представить учебную информацию, которая будет отправной точкой в организации учебной деятельности учащихся на последующем этапе урока. С этой целью учитель обращает внимание учащихся на текст с установочной информацией, размещенной в рубрике учебника «Узнаем новое».

Историческая память и язык – основа духовного мира каждого народа.

Материальные и духовные ценности, такие, как памятники истории, культуры, произведения музыки, живописи, архитектуры, фольклора, трудовые традиции и другое, относятся к культурному наследию народа.

Творческая деятельность

Учитель предлагает ученикам разделиться на группы для выполнения проектной работы по поиску информации о культурном наследии. Ученикам следует подробно озна ­ комиться с содержанием задания, представленного в рубрике учебника «Творческая деятельность».

В качестве рекомендаций учитель может предложить ученикам составленный заранее список знаменитых земляков прошлого и настоящего времени – жырау, акынов, биев, батыров, прославленных современников – писателей, государ ­ ственных и общественных деятелей, заслуженных учителей, врачей, артистов, военачальников, известных спортсменов, героев войны и труда.

Пополните знания о культурном наследии родного края. С этой целью:

· создайте заповедный уголок памяти ваших земляков великих предков или прославленных современников;

· найдите и изучите материалы газет, журналов, книг, документов, сохранившихся в архивах и музеях вашего региона;

· опубликуйте собранный материал в виде статей и очерков;

· проведите Круглый стол для учащихся вашей школы, посвященный памяти ваших земляков.

Чтение

Вниманию учеников предлагается текст в учебнике “Семь чудес Казахстана”. Рекомендуется применение метода “коммен ­ тированное чтение”. При этом необходимо использовать территориальную карту Казахстана, иллюстрации с изображе ­ нием памятников культурного наследия казахского народа. Данное чтение осуществляется не только для констатации имеющихся сведений о памятниках культуры Казахстана, но и для осмысления их значения как культурного наследия в жизни отдельного человека, народа в целом, а также как обще ­ человеческого достояния.

Семь чудес Казахстана

По Б.Аяган

По книге «Семь чудес Казахстана»

Каждый народ имеет своё культурное наследие, которое содержит в себе историю его становления. Каждый народ в предметах и явлениях культурного наследия рассказывает о себе и о том, что он сумел узнать и понять, разгадать и почувствовать. Например, древнеегипетские пирамиды – вечный памятник древней мудрости; древнегреческие скульптуры – воспевание гармонии и красоты человека; арабская поэзия – словесное выражение трепетной жизни человеческого духа; японские сады – повествование о природе, её гармонии, законах и порядке; западноевропейское искусство эпохи Просвещения – новое отношение к человеку.

К сокровищам культурного наследия казахского народа относят семь наиболее ярких явлений: наскальные изображения урочища Тамгалы, Золотой человек, домбра, юрта, мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, подземные мечети Мангистау, Байтерек.

Урочище Тамгалы

В 170 км к северо-западу от Алматы находится святилище Тамгалы (2 тыс. до н.э.). 4500 петроглифов (наскальных изображений) изображают священных животных, культовые и обрядовые сцены, сцены охоты и быта. Ущелье представляет собой поистине древнюю художественную галерею, в которой древние номады запечатлели своё понимание мира и человека в нём. Галерея петроглифов Тамгалы является сокровищем мирового значения и находится под защитой ЮНЕСКО.

Золотой человек

В полевой сезон 1969 – 1970 годов казахский археолог Бекмуханбет Нурмуханбетов в предгорьях Семиречья, на берегу реки Иссык, исследовал богатейшее захоронение, которое вошло в мировую науку под условным названием Золотой человек. Облачение сакского воина продемонстрировало всему миру знания и культуру древних кочевников, которые размышляли о взаимоотношениях человека с окружающим миром, о борьбе добра и зла в нём.

Домбра

Домбра – древний уникальный инструмент. «Ни один из инструментов … не может соперничать по популярности с домброй, ни один из них не окружён той любовью и почитанием, которыми пользуется домбра. Только на домбре исполняется огромное количество кюев, которые стали неотъемлемой частью духовной культуры народа». В народе говорят, что она может передать всё, что на душе у человека. Но, чтобы запела домбра, человеку самому нужно постичь душу этого инструмента.

Подземные мечети Мангистау

Земля Мангистау – это археологический заповедник древнейшей цивилизации, музей под открытым небом, где 11 тысяч исторических памятников взяты под государственную охрану, страна тысячи наскальных поэм-рисунков. Край уникальных сооружений и мечетей, возведённых предками (Бекет-Ата, Шакпак-Ата, Шопан-Ата, Масат-Ата и другие). Эти сооружения есть оставленное в наследие потомкам зримое воплощение древней духовной культуры, вобравшей в себя самые прогрессивные идеи Востока и Запада. Тысячелетие назад по земле Мангистау проходил Великий Шелковый путь от Хорезма и Хивы в Европу и на Ближний Восток. Открыв мир, наши предки сумели остаться самими собой, сохранить свою культуру, традиции и обычаи.

Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи

Самая главная достопримечательность Туркестана – мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи (1094-1166). Он возведён ещё в 14-15 веках в честь исключительно почитаемого на Востоке духовного лидера тюркских народов, видного представителя тюркоязычной суфийской поэзии. В своём знаменитом цикле “Дивани хикмат” (“Сборник мудрых высказываний”) Ходжа Ахмед Яссауи изложил систему нравственных правил того времени, поведал о своих размышлениях о доброте, терпении, справедливости. В июне 2003 года мавзолей был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Казахская юрта

Юрта – один из древнейших типов передвижного жилища, широко распространённого в среде кочевых народов. Во все времена это было практическое и удобное жилье. Воспринимавшие природу, Вселенную как естественное жилище, древние кочевники создавали свой собственный дом по тем же законам. Казахская юрта сохраняет прохладу воздуха в жаркие летние дни, оберегает от пронзительных холодных ветров, не промокает от потоков проливных осенних ливней. Обустраивание жилого пространства в соответствии с законами мироздания – вот ценные знания, оставленные нам нашими предками. Благодаря им, юрта стала символом Родины и древней культуры народа.

Байтерек

“Байтерек” означает дерево жизни, которое растёт у Мировой реки на стыке миров. Корни дерева жизни удерживают землю, а крона подпирает небо. Каждый год в кроне Байтерека священная птица Самрук откладывает золотое яйцо – Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у его подножья, что символически означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу добра и зла.

Для казахстанцев Байтерек – символ молодого, растущего государства, которое из прошлого протянуло и сохранило свои исторические корни, имеет прочный развивающийся ствол в настоящем, а кроной, на которой вырастут плоды, устремлён к будущему процветанию.

Творческая деятельность

Для более глубокого эмоционального восприятия и понимания значимости культурного наследия ученикам предлагается разработка следующего проекта, изложенного в рубрике учебника “Творческая деятельность”.

Учитель может предложить ученикам самим выбрать форму представления собранного исторического материала – видео, наглядно-иллюстративный показ, устный доклад.

Подготовьте доклад об истории возникновения какого-либо уникального сооружения в Казахстане, главной особенностью которого стало провозглашение общечело ­ веческих ценностей “мир” и “согласие”. Расскажите о его значении в жизни казахстанского общества.

Резюме

Учитель предлагает учащимся обратиться к тексту в рубрике учебника “Обращаем внимание”. В качестве обобщающей мысли урока использованы слова Е. Бурлиной.

Человечество не придумало лучшей духовной опоры человеку, чем живая память и любовь. Но мы сами достойны ли прошлого своего народа? Чтим ли то наследие, которое было завещано нам нашими предками? Чувствуем ли себя наследниками своей семьи, своей Родины, человечества? Живёт ли в нас история рода, родного края или без живой памяти и совести они потеряны?

Е.Бурлина

Вопросы Е. Бурлиной актуальны для учащихся, но ответы на них могут быть получены не сразу. В связи с этим учитель может пригласить учащихся к размышлению вслух или рекомендовать им принять услышанное к сведению как информацию к внутреннему размышлению.

Круг “От сердца к сердцу”

В заключение урока учитель приглашает учеников встать в круг и прослушать стихотворение А. Василькова.

Память

Алексей Васильков

Память – это былины прекрасных долин,

по которым проносятся реки весною;

это вкрадчивый шёпот пугливых осин,

обсуждающих прошлое между собою;

это музыка зноем наполненных трав,

расцвеченных художником-маем;

это мудрые мысли тенистых дубрав;

это песни, что мы сочиняем.

Память – гордые выси заснеженных гор,

чьи вершины – отваги людей обелиски;

это добрые очи прудов и озёр;

это голос звезды, нам далёкой и близкой.

Память подвигом, делом и словом живёт

в каждой искорке нашей сердечности.

Память голосом предков зовёт

на защиту земной Человечности!

Далее учитель предлагает каждому высказать пожелания одноклассникам о том, как быть достойными представителями своего поколения, сохранить прошлое и настоящее своего народа, человечества в целом.

поурочные планы для 6 класса, Самопознание