Урок 28 ПРЯМАЯ РЕЧЬ

0
535

Ц е л и: формировать умения выделять в тексте предложения с прямой речью, правильно оформлять предложения с прямой речью на письме; составлять схемы предложений с прямой речью.

Х о д у р о к а

I. Зрительный диктант.

Выполняют под диктовку упражнение 98.

Ученики читают текст, объясняют написание пропущенных орфограмм, расстановку пропущенных знаков препинания. После записи текста под диктовку подчеркивают в каждом предложении грамматическую основу. Обмениваются тетрадями для взаимопроверки.

– Есть ли в данном тексте предложения с прямой речью? Что такое прямая речь?

– Составьте свое предложение с прямой речью.

– Как на письме выделяется прямая речь?

II. Формирование новых знаний.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 94.

– Прочитайте текст. Сколько в нем предложений с прямой речью?

– Выполните второе задание к упражнению, используя вопросы, данные на с. 56.

– Сравните свои наблюдения с правилом на с. 56.

2. В ы п о л н е н и е упражнения 95.

– Что можете сказать о постановке точек и запятых в предложениях с прямой речью?

– Прочитайте правило, помещенное в учебнике на с. 57.

– Что нужно запомнить о расстановке знаков препинания (! ? . ,) при записи предложений с прямой речью?

III. Закрепление.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 96.

Учащиеся читают текст, находят предложения с прямой речью, выделяют слова автора и прямую речь. Самостоятельно записывают предложения с прямой речью.

2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а.

1) Перепишите, расставляя знаки препинания. Вместо строчной буквы, где нужно, напишите прописную.

Н а д о с к е:

В а р и а н т I

1. Мы попросили лесника проводи нас, дедушка.

2. Мама окликнула меня надень пальто.

3. Гусля залез на сцену и закричал все ко мне.

В а р и а н т II

1. Жаворонок поднялся высоко в небо и запел как хорошо в свежем утреннем воздухе.

2. Советую тебе присмотреться к осеннему лесу говорил отец.

3. Знайка сказал сделаем воздушный шар и полетим.

2) Подберите схему для каждого предложения. (Соотнесите номер предложения с буквенным обозначением схемы, соответствующей ему.)

1. «Сумеешь выбраться из леса?» – спросил паренек.

2. Яна сказала: «Уже темнеет».

3. «Вперед!» – крикнул командир.

4. Щенок удивился: «Куда же удод подевался?».

Учитель предлагает выполнить задание каждому учащемуся на карточках.

IV. Итог урока.

Расскажите о правилах расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

– С какой буквы пишутся слова автора после прямой речи?

Домашнее задание: упражнение 99.