Урок 28. Формирование личности подростка в процессе взаимоотношений со взрослыми

0
100

Цель урока. Сформировать у учащихся убеждение в боль­шом значении для личного развития доброжелательных, ува­жительных отношений со взрослыми. Обсудить стратегию по­ведения в возможных конфликтных ситуациях с родителями, чтобы не доводить эти ситуации до критических.

Изучаемые вопросы

Подростковый период — период возрастного кризиса.

Роль семьи и родителей в социальном развитии подростка.

Стратегия поведения подростка в конфликтной ситуа­ции с родителями.

Рекомендации по изложению учебного материала

1. Подростковый возраст относится к так называемым крити­ческим периодам жизни человека (периодам возрастного кризиса).

Смысл подросткового кризиса заключается в том, что через борьбу за независимость от опеки взрослых человек удовлетворя­ет свои потребности в самопознании и самоутверждении. У него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позво­ляющие в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

Психологи считают, что главным личностным изменением подросткового возраста является «чувство взрослости». Под­росток желает быть взрослым и в то же время знает, что уро­вень его социальной готовности далеко не отвечает требовани­ям, предъявляемым к взрослому человеку. Отсюда и возникает противоречивость подросткового «чувства взрослости».

В подростковом возрасте происходят процессы биологиче­ского созревания организма и социального взросления.

2. В процессе социального взросления подростка особую роль играет семья и общение с родителями. В этот период не­избежны конфликтные ситуации на почве взаимных претензий и упреков, часто необоснованных.

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях: приспо­собление; компромисс; сотрудничество; уклонение от кон­фликта; соперничество.

3. Стратегии поведения подростка в случае возникновения конфликта с родителями должны исходить из принципов со­трудничества. Не следует доводить ситуацию до критического состояния (грубость, побег из дома и др.). Для этого нужно воспитывать в себе умение анализировать поступки и взаимоотношения между людьми, критично оценивать свои поступки и поведение, воспитывать в себе уважительное отношение к родителям и старшим, научиться понимать их. Для того чтобы хорошо понимать собеседника, необходимо прежде всего научиться слушать.

Правила слушания:

старайтесь не прерывать собеседника;

дайте собеседнику время высказаться;

избегайте поспешных выводов;

спокойнее реагируйте на высказывания;

не отвлекайтесь;

ищите истинный смысл сказанных слов;

следите за главной мыслью, не отвлекайтесь на частности;

старайтесь приспособить темп вашего мышления к речи собеседника.

В заключение урока необходимо подчеркнуть, что взаимо­отношения с родителями и взрослыми должны пробуждать у подростков желание проверить свои возможности, выяснить свои сильные и слабые стороны, научиться добиваться успеха и уделять внимание реальным проявлениям взрослости (воспита­ние ответственности, определение своих обязанностей, умение строить взаимоотношения с окружающими).

Контрольные вопросы

Почему подростковый возраст считается критическим периодом жизни человека?

Какими критериями определяется социальная зрелость человека?

Какую роль играют семья и родители в социальном раз­витии подростка?

Какие взаимоотношения с родителями наиболее эффек­тивно способствуют социальному развитию подростка?

Домашнее задание

Изучите § 6.4 учебника.

Определите основные направления работы над собой, чтобы избегать ненужных конфликтов с родителями и другими взрослыми.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь