Цель урока. Сформировать у учащихся убеждение в большом значении для личного развития доброжелательных, уважительных отношений со взрослыми. Обсудить стратегию поведения в возможных конфликтных ситуациях с родителями, чтобы не доводить эти ситуации до критических.
Изучаемые вопросы
Подростковый период — период возрастного кризиса.
Роль семьи и родителей в социальном развитии подростка.
Стратегия поведения подростка в конфликтной ситуации с родителями.
Рекомендации по изложению учебного материала
1. Подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека (периодам возрастного кризиса).
Смысл подросткового кризиса заключается в том, что через борьбу за независимость от опеки взрослых человек удовлетворяет свои потребности в самопознании и самоутверждении. У него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволяющие в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.
Психологи считают, что главным личностным изменением подросткового возраста является «чувство взрослости». Подросток желает быть взрослым и в то же время знает, что уровень его социальной готовности далеко не отвечает требованиям, предъявляемым к взрослому человеку. Отсюда и возникает противоречивость подросткового «чувства взрослости».
В подростковом возрасте происходят процессы биологического созревания организма и социального взросления.
2. В процессе социального взросления подростка особую роль играет семья и общение с родителями. В этот период неизбежны конфликтные ситуации на почве взаимных претензий и упреков, часто необоснованных.
Стратегии поведения в конфликтных ситуациях: приспособление; компромисс; сотрудничество; уклонение от конфликта; соперничество.
3. Стратегии поведения подростка в случае возникновения конфликта с родителями должны исходить из принципов сотрудничества. Не следует доводить ситуацию до критического состояния (грубость, побег из дома и др.). Для этого нужно воспитывать в себе умение анализировать поступки и взаимоотношения между людьми, критично оценивать свои поступки и поведение, воспитывать в себе уважительное отношение к родителям и старшим, научиться понимать их. Для того чтобы хорошо понимать собеседника, необходимо прежде всего научиться слушать.
Правила слушания:
старайтесь не прерывать собеседника;
дайте собеседнику время высказаться;
избегайте поспешных выводов;
спокойнее реагируйте на высказывания;
не отвлекайтесь;
ищите истинный смысл сказанных слов;
следите за главной мыслью, не отвлекайтесь на частности;
старайтесь приспособить темп вашего мышления к речи собеседника.
В заключение урока необходимо подчеркнуть, что взаимоотношения с родителями и взрослыми должны пробуждать у подростков желание проверить свои возможности, выяснить свои сильные и слабые стороны, научиться добиваться успеха и уделять внимание реальным проявлениям взрослости (воспитание ответственности, определение своих обязанностей, умение строить взаимоотношения с окружающими).
Контрольные вопросы
Почему подростковый возраст считается критическим периодом жизни человека?
Какими критериями определяется социальная зрелость человека?
Какую роль играют семья и родители в социальном развитии подростка?
Какие взаимоотношения с родителями наиболее эффективно способствуют социальному развитию подростка?
Домашнее задание
Изучите § 6.4 учебника.
Определите основные направления работы над собой, чтобы избегать ненужных конфликтов с родителями и другими взрослыми.