Цели: сформировать представление о структуре сельского хозяйства мира; ознакомиться с понятием «Зеленая революция», главными сельскохозяйственными районами мира, типами сельского хозяйства.
Оборудование: карта «Сельское хозяйство мира», учебники, атласы.
Ход урока
Изучение нового материала
Учитель. Сегодня на уроке мы ознакомимся с особенностями сельского хозяйства мира. Сельское хозяйство относится к первичной сфере хозяйственной деятельности человека. Она является первой по времени возникновения. Сельское хозяйство в той или иной степени представлено во всех странах мира и является вторым по значению в современной структуре экономики. Несмотря на скромное значение в современной экономике, все же оно играет важную роль, обеспечивая население продовольствием, а промышленность сырьем.
Вспомним структуру сельского хозяйства, которую вы изучали в 9 классе на примере России. (Таблица заполняется на доске.)
Растениеводство
Современная агрогеография представлена большим разнообразием типов сельского хозяйства, формирующихся в результате воздействия природно-климатических. социальных и экономических факторов. Сельское хозяйство возникло около 10 тыс. лет назад, когда человек перешел от собирательства к выращиванию растений и разведению животных. Так как в разных районах Земли были различные предпосылки для выращивания культурных растений, возникли очаги происхождения культурных растений. Н.Н. Вавилов выделял 8 основных районов:
Восточно-Азиатский: просо, соя, конопля;
Южноазиатский: чай, лимон, апельсин, огурец, сахарный тростник;
Среднеазиатский: дыня, горох, ячмень;
Переднеазиатский: мягкая пшеница, рожь, овес;
Средиземноморский: твердая пшеница, капуста, морковь, свекла, лук, репа;
Эфиопский: кофе, сорго, пшеница;
Центральноамериканский: подсолнечник, перец, фасоль, табак, тыква, какао;
Южноамериканский: картофель, томаты, хлопчаик, кукуруза.
Но за последние 10 тысяч лет произошли сильные изменения, так как некоторые культуры, будучи родом с одного материка, выращиваются в большем количестве на другом.
Задание: Пользуясь текстом учебника и картами атласа, заполнить таблицу.
|