Урок 27. Сельское хозяйство мира

0
1469

Цели: сформировать представление о структуре сельского хозяйства мира; ознакомиться с понятием «Зеленая революция», главными сельс­кохозяйственными районами мира, типами сельского хозяйства.

Оборудование: карта «Сельское хозяйство мира», учебники, атласы.

Ход урока

Изучение нового материала

Учитель. Сегодня на уроке мы ознакомимся с особенностями сельс­кого хозяйства мира. Сельское хозяйство относится к первичной сфере хозяйственной деятельности человека. Она является первой по времени возникновения. Сельское хозяйство в той или иной степени представле­но во всех странах мира и является вторым по значению в современной структуре экономики. Несмотря на скромное значение в современной экономике, все же оно играет важную роль, обеспечивая население про­довольствием, а промышленность сырьем.

Вспомним структуру сельского хозяйства, которую вы изучали в 9 классе на примере России. (Таблица заполняется на доске.)

Растениеводство

Современная агрогеография представлена большим разнообразием типов сельского хозяйства, формирующихся в результате воздействия при­родно-климатических. социальных и экономических факторов. Сельс­кое хозяйство возникло около 10 тыс. лет назад, когда человек перешел от собирательства к выращиванию растений и разведению животных. Так как в разных районах Земли были различные предпосылки для выращи­вания культурных растений, возникли очаги происхождения культур­ных растений. Н.Н. Вавилов выделял 8 основных районов:

Восточно-Азиатский: просо, соя, конопля;

Южноазиатский: чай, лимон, апельсин, огурец, сахарный тростник;

Среднеазиатский: дыня, горох, ячмень;

Переднеазиатский: мягкая пшеница, рожь, овес;

Средиземноморский: твердая пшеница, капуста, морковь, свекла, лук, репа;

Эфиопский: кофе, сорго, пшеница;

Центральноамериканский: подсолнечник, перец, фасоль, табак, тык­ва, какао;

Южноамериканский: картофель, томаты, хлопчаик, кукуруза.

Но за последние 10 тысяч лет произошли сильные изменения, так как некоторые культуры, будучи родом с одного материка, выращиваются в большем количестве на другом.

Задание: Пользуясь текстом учебника и картами атласа, заполнить таблицу.

Задание: Пользуясь текстом учебника и картами атласа, заполнить табли­цу: «Основные сельскохозяйственные культуры и районы их возделывания».

После выполнения задания учащимися осуществляется его проверка.

Основные районы выращивания и районы происхождения сельскохозяйственных культур

Животноводство

На доске вычерчена схема «Структура животноводства мира». Уча­щиеся самостоятельно или совместно с учителем заполняют ее.

Вопрос: Как вы объясните такое распространение отдельных отраслей животноводства? (Распространение отдельных отраслей животноводства объясняется природными предпосылками, чаще всего климатом, наличием кормов и спецификой кормовой базы.)

Задание: Работа со статистическим материалом.

На доске вывешиваются таблицы: «Поголовье скота в мире и в отдель­ных регионах в середине 90-х гг.», «Первые десять стран по поголовью крупного рогатого скота в середине 90-х гг.» учащиеся двух вариантов предлагается проанализировать таблицы. Таблицы можно заменить раз­даточным материалом, на котором, кроме таблицы, будут представлены еще и вопросы.

Вариант I. Проанализируйте таблицу «Поголовье скота в мире и в отдельных регионах в середине 90-х гг.». Какие регионы являются лиде­рами в выращивании отдельных видов животных? Почему именно эти регионы являются лидерами, а другие регионы не занимаются выращи­ванием данных видов животных?

Какая страна занимает первое место в мире по поголовью крупного рогатого скота? (Индия.) Но эта страна не является лидером по получе­нию мясной продукции. Почему? (Корова — священное животное в Ин­дии.)

Какие направления животноводства представлены в этих странах?

Какие природные предпосылки имеются в этих странах?

Страны — экспортеры мяса

Говядина — Германия, Франция, США, Нидерланды, Венгрия, Да­ния, Новая Зеландия.

Свинина – Китай, Нидерланды, Бельгия, Дания, США, Канада, Венгрия.

Баранина — Новая Зеландия, Австралия, Великобритания

Мясо птицы – США, Франция, Нидерланды, Бразилия.

Учитель задает вопросы:

Какие страны (по социально-экономическому уровню) занимают первые места в мировой торговле мясной продукцией?

Почему по поголовью крупного рогатого скота лидируют развива­ющиеся страны, а в списке стран-экспортеров мяса представлены страны развитые?

Почему именно развитые страны выделяются в выращивании и эк­спорте мясной продукции?

Научно-технический прогресс сказывается не только на развитии про­мышленности, но и сельского хозяйства. Он сказывается как в прямом воздействии на сельское хозяйство (новые сорта, породы, гибриды и т.д.), так и в косвенном влиянии (новая техника, удобрения и т.д.)

Прогресс в сельском хозяйстве выражался в 30 гг. — тракториза­цией, в 50 гг. — селекцией и химизацией, в 60 гг. — появилась сель­скохозяйственная наука, результатом деятельности которой стала зе­леная революция, а с 80 гг. развивается биотехнология, компьютери­зация.

Задание: В тексте учебника найти определение термина «зеленая ре­волюция». Ответить на вопросы:

Определите основные направления «зеленой революции». (Выведе­ние новых скороспелых сортов зерновых культур, ирригация, применение современной техники, удобрений, химикатов.)


Почему «зеленая революция» коснулась только земель крупных плантаций и иностранных компаний, но практически ничего не изменила в бедных потребительских хозяйствах? (В бедных потребительских сельских хозяйствах недостаточно средств на покупку техники удобрений и т.д.)

В чем заключается значение «зеленой революции»? (Некоторые из развивающихся стран стали удовлетворять свои потребности в сельскохо­зяйственной продукции, так как стали использовать высокоурожайные сор­та зерновых культур, некоторые скороспелые сорта дают несколько уро­жаев в год.)

Почему именно на зерновые культурах используются достижения «зеленой революции»? (Зерновые культуры являются главными продо­вольственными культурами.)

В каких странах и регионах «зеленая революция» дает достаточно высокие результаты? {В странах Латинской Америки, Южной и Юго-Вос­точной Азии.)

Закрепление изученного материала

На приведенных диаграммах показана доля крупных регионов мира (СНГ, Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Северная Аме­рика, Латинская Америка) в мировом производстве пшеницы, риса, ку­курузы. Надпишите на диаграммах регионы, соответствующие цифро­вым показателям.