Цели: продолжать знакомить учащихся с произведениями Л. Н. Толстого; учить детей проникать в глубь произведения; развивать внимание, наблюдательность, учить сопереживать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Дома вы перечитали еще раз воспоминания Л. Н. Толстого о детстве. У вас была возможность более глубоко, более вдумчиво прочитать их.
– О чем они заставили вас задуматься?
– Прочитайте те строки, которые считаете наиболее важными.
– Вы принесли на урок рассказы Л. Н. Толстого. Чему учат прочитанные вами произведения?
– Послушаем некоторые из них.
Несколько учащихся читают или пересказывают рассказы, остальные выделяют в них главную мысль.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Рассказ, который мы прочитаем сегодня, Л. Н. Толстой назвал «Акула».
Учитель читает рассказ.
После чтения рассказа учителю следует выдержать паузу, чтобы дети осознали, пережили услышанное.
– Какие чувства вы испытывали, слушая рассказ?
– Было ли вам страшно? Когда?
– Почему артиллерист не сразу выстрелил в акулу?
– Почему он открыл глаза только после того, как услышал крики радости? Испытывали ли вы подобные ощущения?
IV. Итог урока.
– О чем заставил вас задуматься урок?
Домашнее задание: перечитать рассказ Л. Н. Толстого «Акула» (с. 152–155, часть 1-я), подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося отрывка, сделать рисунок к этому отрывку.