Урок 26. Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения

0
369
программирование

Цели урока: раскрыть влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движения; познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки; разъ­яснить отрицательные последствия гиподинамии, плоскостопия и нарушения осанки.

Оборудование: модель человека, таблицы «Скелетные мышцы», «Влияние физи­ческих упражнений на организм человека», «Предупреждение искривлений позво­ночника», «Предупреждение плоскостопия».

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Работа в парах Вариант I

Какой процесс возникает в мышечных волокнах в ответ на приходящие по нерву импульсы?

Каким образом проявляется возбуждение мышечных волокон?

Какой должна быть частота нервных импульсов для того, чтобы мышца дли­тельное время не расслаблялась?

От чего зависит сила сокращения мышцы?

Какие мышцы участвуют в выполнении произвольных движений? Где нахо­дятся высшие двигательные центры?

Вариант II

Откуда мышцы получают энергию для сокращения?

Почему человек с развитой мускулатурой обладает большей силой?

Какие условия работы препятствуют быстрому наступлению усталости?

Почему мышечная деятельность зависит от работы органов пищеварения, дыхания и кровообращения?

Почему активный отдых полезнее пассивного?

Фронтальный опрос

Почему во время усиленной мышечной работы человеку становится жарко?

Почему нарушение кровоснабжения мышц – сгибателей и мышц – разгиба­телей может оказать влияние на движения в локтевом суставе?

Почему при тяжелой мышечной работе мышцы должны получать много кис­лорода и питательных веществ?

Чем обусловливается согласованная деятельность мышц в организме?

Имеются две мышцы равной толщины, одна длиной 5 см, а другая – 10 см. Какая из этих мышц при одинаковом возбуждении может выполнить боль­шую работу? Почему?

Какие условия надо соблюдать при физическом труде, чтобы получать высо­кую производительность без заметного утомления?

Изучение новой темы

На доске слова Тиссо «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движе­ния»

Учитель. Активная физическая деятельность – одно из обязательных условий гармонического развития человека. Еще великие мыслители древности Платон, . Аристотель, Сократ отмечали положительное влияние движений на организм. Они сами до глубокой старости занимались гимнастикой (в переводе с древнегреческо­го «гимнос» значит «обнаженный» – греки обнаженными занимались спортом под лучами южного солнца).

/ Аристотель, например, говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

Первым поднял голос в защиту здоровья русского народа М. В. Ломоносов. Он сам отличался большой физической силой и атлетическим сложением. Ломоносов считал необходимым «стараться всячески быть в движении тела».

А. И. Радищев глубоко верил, что физическим воспитанием можно «укрепить тело, а с ним и дух».

А. В. Суворов ввел, и сам делал военную гимнастику, требовал тренировки и за­каливания войск.

Современники А. С. Пушкина писали о нем, что он был самого крепкого сложе­ния, мускулистый, гибкий, этому способствовала гимнастика.

Л. Н. Толстой любил косить, копать, пилить, увлекался ездой на велосипеде. В 70 лент Толстой побеждал в беге на коньках молодежь. Он писал: «При усидчивой умс-

твенной работе без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не порабо­тай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то, и ночь проводится без сна».

Максим Горький увлекался греблей, плаванием, игрой в городки, зимой ходил на лыжах и катался на коньках.

И. П. Павлов до глубокой старости занимался спортом и любил физический труд. Он много лет руководил гимнастическим кружком врачей в Петербурге.

Что же происходит в организме при физической работе? ..

Какова роль движения в гармоничном развитии человека? Х

Организуется работа в малых группах

Задание.

(/ – В древности говорили: «Движение строит». Как вы понимаете этот афоризм?

Когда-то древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай. Хо­чешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай». Как вы понимаете это высказывание? у

Учащиеся высказывают свои мысли, учитель маркером на листе бумаги (или ме­лом на доске) кратко записывает основные положения.

(Постоянные упражнения удлиняют мышцы, вырабатывают их способность луч­ше растягиваться. При работе масса мускулатуры увеличивается, мышцы стано­вятся более сильными, нервные импульсы вызывают сокращение мышц большой силы. К активно работающим мышцам приникает больше крови, капилляры в них значительно полнее расширены, чем в мало работающих мышцах. Так усиливается питание и газообмен в мышцах, отток вредных веществ из них. В процессе работы мышц улучшается их нервная регуляция.

Сила мышц и прочность костей взаимосвязаны. При длительной и систематичес­кой мышечной нагрузке изменяются не только мышцы, но и скелет.

Сухожилия работающей мышцы раздражают надкостницу. Это вызывает усилен­ное формирование кости в местах прикрепления к ней мышцы. Вследствие этого кости становятся толще, крепче, на них возникает бугристость. Развитые мышцы, поэтому, будут иметь достаточную опору.

Учитель обобщает и делает дополнение.

Какие же улучшения в строении и деятельности организма возникают у физичес­ки развитых людей по сравнению с теми, кто не занимается физическими упражне­ниями?

Костный аппарат становится прочным вследствие утолщения компактного слоя кости.

Возрастает мышечная масса, повышается сила.

Уменьшается количество жировой ткани, в результате чего улучшается телос­ложение.

В мышцах увеличивается резерв сети кровеносных сосудов, благодаря чему активизируется их кровоснабжение и использование кислорода.

Стенки кровеносных сосудов становятся эластичнее.

Жизненная емкость легких возрастает.

Тренируется сердечная мышца.

В организме быстрее протекают обменные процессы.

Улучшается координация деятельности всех органов со стороны центральной нервной системы.

Мышечная работа, особенно после нервных перегрузок, позволяет разрядить напряжение, так как при этом быстрее разрушаются гормоны, и они переста­ют действовать на нервные центры. (Избыток гормонов лишает человека сна, поддерживает его беспокойное состояние.)

Работающие мышцы сдавливают и растягивают кровеносные сосуды. Осо­бенно это важно для вен ног. Вследствие этого увеличивается отток по ним венозной крови и вынос продуктов распада, а поэтому улучшается приток артериальной крови к мышцам и снабжение ее кислородом (т. е. кровь не за­стаивается, постоянно обновляется).

Улучшается настроение.

Вопрос. К чему может привести малая двигательная активность? Послушаем сооб­щение «Гиподинамия».

Двигательная активность имеет большое значение и в профилактике заболеваний опорно-двигательной системы. Попробуем это доказать.

Активизация познавательной деятельности

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь