Цели: подвести учащихся к пониманию необходимости делать выбор в своей жизни; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся потребности в развитии личностных качеств, умения отстаивать свою точку знания и уважать мнение своего собеседника.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (человек, личность, ценности, моральный выбор, совесть), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Права человека и гражданина»
1. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради.
ВАРИАНТ Б
– Разбейте отрасли права на 2 группы: уголовное право, наследственное право, семейное право, административное право, гражданское право, политическое право. (Личное право – наследственное, семейное и гражданское. Публичное право — уголовное, административное, политическое.)
ВАРИАНТ В
Фронтальный опрос класса
– Что такое духовная жизнь общества? (Она включает в себя нравственные принципы, культурные, религиозные, образовательные, научные взгляды.)
– Кого можно назвать предпринимателем? (Человека, готового идти на риск для получения прибыли.)
– Чем преступление отличается от проступка? (Проступок – действие, нарушающее нравственные нормы, преступление – нормы, предусмотренные уголовным правом.)
– Каковы основные права и обязанности гражданина? (Обязанности граждан: защищать Отечество, платить налоги, беречь природу, памятники истории и культуры и др. Права граждан: на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность и др.)
– В чем отличие частной жизни от публичной? (Частная жизнь включает в себя: внутреннюю духовную жизнь человека, непосредственное межличностное общение, действия, касающиеся семейного и личного потребления и имущественные отношения. Публичная жизнь – жизнь гражданина в качестве участника политики.)
– Какие отрасли права составляют частное право, а какие публичное? (Личное право – наследственное, семейное и гражданское. Публичное право-уголовное, административное, политическое.)
III. Изучение новой темы
План
1. Как стать личностью?
2. Урок мудрости.
3. Что такое ценность?
4. Моральный выбор, моральный контроль.
Задача для учащихся: выяснить, как стать личностью. Какие ценности считать общечеловеческими? В чем сложность морального выбора?
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
Учебник 1 (с. 316-318).
Задание для учащихся: выяснить, что значит «быть господином самому себе».
2. Беседа по прочитанному тексту
В беседе необходимо рассмотреть следующие моменты:
• Личность – индивид, которому свойственны определенные социально значимые черты.
• Личность должна:
а) быть автономна;
б) иметь твердые принципы;
в) иметь добровольно сформированные принципы.
3. Рассказ учителя об уроке мудрости (в объеме учебника) Задание для учащихся: какие уроки мудрости содержатся
в мифе о стыде и правде?
Варианты ответа:
• Всем людям необходимо овладеть умением добиваться согласия. Человеку нужно учиться быть человечным, гуманным.
• Только стыд и правда способны очеловечить человека, сблизить людей и вывести их на путь добра, мира, справедливости, порядка.
• Без стыда и правды человечество обречено на гибель и самоистребление.
4. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника Учебник 1 (с. 318-319) или учебник 2 (с. 136-143).
Задание для учащихся: составьте схему ваших личных ценностей (см. ниже). Являются ли стыд и правда вашими ценностями?
5. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и дополнительным материалом
Учебник 1 (с. 319-321) или учебник 2 (с. 136—143).
Задание для учащихся: выяснить, кто контролирует наш моральный выбор? Для чего каждому из нас нравственная культура? Дополнительный материал VIP-детки – папины бедки?
Дженну Буш, дочь президента США, штрафовали за употребление пива в ночном клубе – ей тогда было 19, а распивать спиртное закон дозволяет только с 21. Потенциальный наследник британской короны принц Гарри пару лет назад тоже оплошал на одной из вечеринок, куда явился в немецкой форме со свастикой на рукаве, с сигаретой и стаканом алкоголя в руке. А вот бывшего президента Эстонии А. Рюйтеля по-крупному подставили его несовершеннолетние внучки, устроив с дружками пьяный дебош во дворце у дедушки.
Сын президента Украины Андрей Ющенко был оштрафован на 17 гривен (примерно 3 доллара) за управление чужим «БМВ».
До этого журналисты со скандалом пытались узнать, откуда у президентского отпрыска элитный мобильный телефон за 40 тыс. долларов. Сына нобелевского лауреата Альберта Гора-младшего наказывали общественными работами за хранение марихуаны и управление машиной в нетрезвом состоянии. Сына экс-президента Польши Пшемыслава Валенсу осудили на год лишения свободы за вождение авто в пьяном виде.
Небезгрешны бывают дети политиков и в России. Скажем, «отличился» сын вице-премьера, 24-летний Петр Жуков. Этим летом он был приговорен в Лондоне к штрафу в 7,5 тыс. фунтов стерлингов и 14 месяцам заключения. Полиция обвинила его вместе с приятелем в избиении британца. [13]
Варианты ответа:
• Моральный выбор контролирует совесть. Мораль – духовная опора человека.
• Умение поступать в соответствии с принципами морали вырабатывается с годами. Жить по законам нравственности – значит получать от людей гораздо больше, чем отдаешь им.
• Нравственная культура вырабатывается человеком всю жизнь и только собственными духовными усилиями.
IV. Закрепление изученного на уроке
– Чем личность отличается от индивида?
– Кого можно назвать выдающейся личностью? Почему?
– Какие качества личности выделил И. Кант?
– Как формируется личность?
– В чем смысл мифа о стыде и правде?
– Как стыд и правда могут объединять людей?
– Какие ценности важны для большинства людей?
– Что такое моральный контроль? Как осуществляется моральный выбор?
V. Подведение итогов урока
– Как стать личностью?
– Какие ценности принято считать общечеловеческими?
– В чем сложность морального выбора?
Домашнее задание
1. Прочитать § 48 учебника 1 (с. 316-321) или § 18 учебника 2.
2. Подготовить устные ответы на вопросы:
– Как человек становится личностью?
– Почему стыд и правда – ценности особые, уникальные?
– Кто контролирует наш моральный выбор?
3. Выполнить в тетради задание 3 на с. 322 учебника 1 или практикум на с. 144 учебника 2.