Цели: ознакомить с произведением изобразительного искусства; развивать умение анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов, наблюдательность и внимание; воспитывать любовь к весенней природе.
Оборудование:
Изобразительный ряд: репродукция картины И. И. Левитана «Март»; образец педагогического рисунка «Забота человека о животных» (карандаш).
Литературный ряд: стихотворения – Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (отрывок), Л. Мазурина «Зима».
Музыкальный ряд: песня «Проводы зимы» (музыка Н. А. Римского-Корсакова, слова И. Устюжанина), пьеса «Подснежник» из музыкального цикла П. Чайковского «Времена года».
Ход урока
I. Организация класса.
1. Приветствие учащихся.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Подготовка красок к работе.
II. Постановка темы урока.
Учитель. Послушайте стихотворение:
ЗИМА
На дворе зима давно.
Все в снегу. Холодно!
На карнизах домов
Жалуются голуби:
«Ходишь, ходишь не найдешь
Даже зернышка.
Пробирает дрожь –
Не греет солнышко.
Хорошо, кот в дому
Всю зиму долгую.
Пожалейте голубей,
Люди добрые».
Я мороза не боюсь –
Пойду кататься с горки.
А в карманы положу
Зернышки и корки.
Только выйду из дверей,
Крикну: «Гули-гули!
Налетайте поскорей!
Что вы там, уснули?»
Сыплю зернышки в снег.
Может, пригодятся.
Голуби летят ко мне,
На плечи садятся.
А один осмелел.
Вот какой проказник!
Прямо на голову сел.
Смотрит круглым глазом.
Говорит мне: «Не забудь,
Выйди вечером.
Принеси чего-нибудь,
Есть нам нечего».
На дворе зима давно.
Все в снегу. Холодно!
Каждый день в мое окно
Теперь стучатся голуби.
Л. Мазурина
Каков смысл этого стихотворения?
Верно, каждый из нас должен помогать нашим меньшим братьям. И этому будут посвящены последние уроки этой четверти.
III. Актуализация знаний учащихся.
Определите, из какого литературного произведения я зачитаю отрывок:
Старый Мазай разболтался в сарае:
«В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили;
Зайцы вот тоже, – их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, –
Нет! еще мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?.. Я раз за дровами
В лодке поехал – их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет, –
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нем собралися гурьбой…»
Верно, это стихотворение Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
IV. Вводная беседа.
Слово учителя. Вспомним, как живут и ведут себя дикие животные весной.
С приходом весны становится больше кормов не только для птиц, но и для зверей. Поэтому именно весной у большинства зверей подрастают детеныши. Ведь чем больше корма, тем легче животным прокормить их.
Медведи просыпаются от долгого зимнего сна. Вылезают они из берлоги сильно исхудавшими. Голодные медведи могут напасть на лосей, оленей. Опасны они и для человека. Вместе с медведицей выходят и медвежата. Мать продолжает кормить их молоком, но одновременно приучает и самостоятельно отыскивать насекомых, доставать из земли корни, луковицы растений, есть прошлогодние ягоды. Просыпаются и барсуки. Ранней весной барсук не всегда находит корм и питается своими запасами. В это время у него рождаются детеныши.
Рано весной появляются ежи. За время зимней спячки они сильно худеют, и весной им нужно много корма – разных насекомых. Укусы некоторых насекомых ядовиты для человека. А на ежа эти яды не действуют. Даже яд гадюки для него не опасен. Весной у ежа рождаются 5–7 ежат. Малыши сначала бывают слепые и голые, но уже через несколько часов у них появляются мягкие и белесые иглы. Ежиха кормит ежат молоком.
Почти все зверята живут вместе с родителями. А вот зайчата сразу после рождения остаются одни где-нибудь под кустом. Покормит их мать-зайчиха жирным молоком и убежит. Вскоре начнут зайчата есть траву и листья. А пока любая зайчиха, найдя их, кормит своим молоком. Таким образом, почти у всех зверей в эту пору есть детеныши, которые еще не умеют самостоятельно добывать себе корм. Поэтому в это время года охота на зверей запрещена.
V. Анализ произведений изобразительного искусства.
Учитель. Посмотрите, как раскрывается красота весенней природы в произведении русского художника. Перед вами картина Исаака Ильича Левитана «Март». Эту картину художник написал с натуры под Москвой в Горке – имении Турчаниновых – друзей художника.
Какое время года изображено?
По каким признакам вы это определили?
А как бы вы назвали картину?
Какие чувства вызывает эта картина?
Верно, это звучная картина с радостной цветностью. Проста и непритязательна природа, изображенная на картине. Ранняя весна, тает снег – снова перед нами образ русской весны, столь поэтично воспетый Левитаном. У художника весна проявляется в яркой красочности: в звонкой голубизне неба, яркости синих и фиолетовых теней, лежащих на подтаявшем ноздреватом снегу. Очень насыщенно желтым цветом художник изображает стену дома и дорожки. Сложно разработана по тону зелень сосен и елей. Красиво выполнены нежные, розоватые стволы тоненьких веток молодых тополей. Мы словно присутствуем в тот момент, когда к дому только что подъехали сани, запряженные рыжей лошадкой, и остановились у дверей на проталине. Только что открылась дверь и еще как будто покачивается, поскрипывает на петлях. А с крыши над крыльцом вот-вот упадет подтаявший снег.
VI. Работа над новым материалом.
Что вы знаете о весеннем разливе рек – половодье?
Самым заметным проявлением весны является таяние снега. Сначала снег тает вблизи деревьев, построек, затем на полях и других открытых местах. Позже тает снег в лесу.
От весеннего тепла начинают вскрываться водоемы. Сначала лед на них темнеет, потом во льду появляются трещины, и лед раскалывается. На озерах льдины плавают медленно, а на реках несутся быстро, сталкиваясь и нагромождаясь друг на друга.
Как это явление называют?
Верно, это ледоход. Постепенно лед тает. От растаявшего льда и снега река переполняется водой и выходит из берегов. Вода заливает большие территории и растущие на берегу деревья, кустарники. Наступает половодье. Во время половодья терпят бедствие многие звери. Люди помогают им. Часто на лодках и плотах они перевозят их в безопасные места.
Почему дед Мазай отправился за дровами в лодке?
Как дед спасал зайцев?
Как дед относился к зверькам, которых он спасал?
Верно, многие строчки в тексте этого произведения говорят, что Мазай хорошо знает повадки зайцев, любит природу, бережно, по-доброму относится ко всему живому.
Как вы представляете себе деда Мазая?
Выбор сюжета.
Учитель. Ребята, вы можете нарисовать различные композиции, но в них обязательно должен присутствовать человек – дед Мазай. Надо выделять крупным планом, подчеркивать ярким, красочным цветом наиболее интересное, впечатляющее в сюжете.
Я выполню рисунок на следующие строчки стихотворения:
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, – ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой…
VII. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах (см. Приложение).
– Помните: самое главное в композиции надо выделять размером и цветом.
1. Располагаю лист по горизонтали. Провожу линию горизонта. Определяю место, занимаемое на бумаге каждым из предметов – лодкой и бревнышком.
2. Намечаю размеры и пропорции лодки, вытянутые по горизонтали. Отмечаю движение сидящего человека. Определяю место зайца на бревне.
3. Рисую схематично фигуру человека, намечаю весла. Определяю размеры зайцев в лодке и рисую их в форме овалов. Определяю положение деревьев.
4. Детально прорисовываю деда Мазая и каждого из зайцев. Выполняю деревья и островок в верхней части работы. Рисунок закончен.
VIII. Самостоятельная работа учащихся.
Задание. Выполняете работу под музыкальное сопровождение – песню «Проводы зимы» (музыка Н. А. Римского-Корсакова, слова И. Устюжанина), пьесу «Подснежник» из музыкального цикла П. Чайковского «Времена года».
IX. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
Учитель. А сейчас перед вами ребята продемонстрируют лучшие работы. Эти работы отличаются тем, что здесь интересно разработаны композиции, грамотно переданы пропорции и деда Мазая, и зайцев.
2. Обобщение изученного материала.
С творчеством какого художника вы сегодня познакомились?
Что нового вы узнали о жизни животных?