Урок 26 Анализ «Сказа…»
Цели: продолжить чтение и анализ глав «Сказа…»; работать над выборочным пересказом, особенностями языка произведения, словарем.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Художественный пересказ глав 4, 6, 7, 8, 9.
2. Анализ «Сказа…» – работа с иллюстрациями, беседа по вопросам.
– Внимательно рассмотрите данные рисунки. Опишите их. Обратите внимание на то, как каждый из художников изобразил героев. Каково отношение художников к изображаемому?
– Что общего в манере художников и чем их рисунки отличаются друг от друга?
– Какие иллюстрации вам понравились больше, почему?
– Озаглавьте рисунки словами текста.
– Один из критиков так выразил свое мнение о рисунках Н. Кузьмина к сказу «Левша»: «Лесковский штрих у Кузьмина… озорной, неожиданный, резкий, но по сути добрый… Стиль… рожден самим текстом, в который вошел художник, чтобы пережить «изнутри» его события».
Согласны ли вы с этим утверждением?
– Еще раз обратите внимание на иллюстрации Кукрыниксов к «Левше». Можно ли, по-вашему, согласиться с таким высказыванием: «Здесь художники уязвлены за левшу, так что чувствуется почти личная их обида»?
– Сказ «Левша» иллюстрировали и другие художники: И. Глазунов, Б. Семенов, Ст. Косенков, Т. Шишмарева. (Показ иллюстраций.) Чем они отличаются друг от друга? Подумайте, какие бы сцены выбрали вы, если бы рисовали иллюстрации к «Левше»?
II. Изучение нового материала.
1. Комментированное чтение глав 11–14 с последующей характеристикой царя Николая Павловича и Платова.
Учащиеся зачитывают выписанные дома цитаты, а затем продолжают эту работу в классе.
Николай Павлович:
«Государь Николай Павлович был в своих русских людях очень уверенный».
«…Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают».
«Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано».
«…Государь и тут своей веры не потерял, а только сказал: «Привести сейчас ко мне этого оружейника».
«– Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!».
Платов:
«…надо бы подвергнуть ее русским пересмотрам в Туле или Сестербеке, не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались».
«Сиди, – говорит, – здесь до самого Петербурга вроде пубеля, – ты мне за всех ответишь».
«А Платов им вместо ответа показал кулак – такой страшенный, бугровый и весь изрубленный, кое-как сросся – и, погрозивши, говорит: «Вот вам тугамент!».
«…выбежал на подъезд, словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели».
«Платов ему 100 рублей дал и говорит: «Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал».
Задание: сравните двух царей.
Вывод: цари Александр I и Николай I почти лишены индивидуальных черт, хотя в определенной плоскости противопоставлены.
В Александре I выделены «ласковость», симпатии к промышленному Западу и недоверие к собственной нации.
Защитником нации во время заграничных экскурсий царя выступает Платов. Результатом его заступничества и вмешательства в «политику» Александра I была опала, а затем и удаление недипломатичного героя на «досадную укушетку».
«Ужасно какой замечательный и памятный» царь Николай I, напротив, превосходит патриотизмом даже Платова, не теряя веры в русских мастеров в самые щекотливые моменты.
2. Работа с учебником.
– Кто же такой Платов?
В Энциклопедическом словаре сообщаются следующие сведения о нем: «Платов, Матвей Иванович (1751–1818), русский военный деятель, генерал от кавалерии, соратник А. В. Суворова и М. И. Кутузова. В 1790 году Платов командовал колонной при штурме Измаила… В Отечественной войне 1812 года Платов, командуя военным корпусом, прикрывал отход 2-й армии Багратиона, а затем 1-й и 2-й русских армий. В Бородинском сражении провел успешный маневр в тыл левого крыла французских войск. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков».
– Чем отличается это сообщение от изображения Платова в «Сказе…»?
– Каким его изобразил Н. С. Лесков? (Цитаты.)
– Что главное в его характере?
– Над чем и почему подсмеивается автор?
– Что не принимает и отвергает он?
III. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: читать «Сказ…» до конца (гл. 11–20); выразительное чтение одного из диалогов.