Цель урока: 1) Сформировать знания о границах и столицах государств Восточной Европы; 2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать интерес к предмету.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта Евразии. 2. Политическая карта Евразии
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
- Европа (часть света; евро; подразделение государств по регионам – рис.46 на стр.102)
- Страны Северной Европы (Фенноскандия – Скандинавский и Кольский полуостров; Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия; фьорды; Скандинавские горы; оледенение расчленило рельеф, много рек и озер; Лапландия – север Фенноскандии; много лесов, пушных зверей; Исландия – страна гейзеров и вулканов (26 действующих), Гекла; тундра; овцебык; население редкое; известные норвежские мореплаватели – Р. Амундсен, Ф. Нансен, Тур Хейердал; в Норвегии большой морской флот; в Дании скотоводство и овцеводство; Северное море богато нефтью; машиностроительные концерны – Вольво, Скания; сотки «Эриксон, «Нокия»)
- Страны Западной Европы (Великобритания, Ирландия, Франция, Швейцария, Германия, Бельгия, Нидерланды, Австрия, несколько мелких; пролив Ла-Манш; земли, отвоеванные у моря с помощью дамб, называются маршами, а в Нидерландах польдерами; наводнения в 1953 и 2002 гг.; Альпы – Монблан; на равнина широколиственные леса, а в горах – хвойные; большая плотность населения; экология плохая; автомобили «Мерседес», «Рено», «Ауди», «Пежо», «Фольксваген»; швейцарские часы и банки; компьютеры; туристы)
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. Умеренный климат, хвойные породы деревьев, крупные хищники и парнокопытные – признаки, характеризующие (тайгу)
2. Положение природных зон определяется (соотношением тепла и влаги)
3. В лесостепной зоне растут (берёза, дуб, осина)
4. Климат любой местности зависит, прежде всего, от (географической широты)
5. Если северный конец магнитной стрелки уклоняется к востоку от истинного меридиана, то склонение считается (восточным)
6. Древнейший район развития хлопководства (Азия)
7. Какой океан самый маленький по площади? (Северный Ледовитый)
8. Параллели и меридианы на глобусе и картах называют (градусной сеткой)
9. Земная кора имеет наибольшую толщину (в Гималаях)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Какие государства наиболее экономически развиты – Западной или Восточной Европы?
V.Объяснение новой темы.
1. Территория Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Албания, Болгария, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Черногория, Сербия; Прибалтийские государства – Литва, Латвия, Эстония; СНГ – Беларусь, Украина, Молдова, часть России; в Чехии и Словакии рельеф гористый (Карпаты); Венгрия – Придунайская низменность; морены в Прибалтике; болота в Польше и Прибалтике; реки Эльба, Одра, Висла, Дунай; пушта – черноземные степи в Венгрии; заповедник Беловежская пуща на севере Польши; густонаселенные; уголь в Чехии и Польше, бокситы в Венгрии)
2. Юг Восточной Европы (Балканские горы; некоторые хребты сложены известняками; Карпаты в Румынии входят Альпийско0-Гималайский пояс)
3. Климат (разнообразен; на юге субтропический средиземноморский – оливы, цитрусовые, виноградники; на Придунайских равнинах осадков
4. Сельское хозяйство и промышленность (производятся сельскохозяйственные машины и горнорудные; выращиваются пшеница, кукуруза, фрукты, овощи, на юге рис и хлопок; переработка фруктов и овощей; туризм)
5. СНГ (до Урала, Восточно-Европейская платформа; реки Днепр, Волга, Северная и Западная Двина, Дон; на юге суховеи и засуха; широтная зональность, богата лесами; добывают железо, уголь, нефть, газ, соль; экономика ниже, чем в других регионах Европы; в Украине и России развито тяжелая промышленность; хлебный регион)
6. Страны Южной Европы (Испания, Португалия, Греция, Италия и микрогосударства Монако, Андорра, Мальта, Сан-Марино и самое маленькое – Ватикан.)
VI.Усвоение новой темы.
Работа с контурной картой
VII.Домашнее задание. § 25, контурная карта
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Страны Восточной Европы протянулись единой полосой от Балтийского до Средиземного моря, а страны южной Европы по побережью Средиземного моря