Цели: рассмотреть роль права и правопорядка в жизни человека; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление.
Основные понятия: правопорядок, законность, милиция. Оборудование: учебник, дополнительный материал.
План изучения нового материала
1. Что такое правопорядок?
2. Органы охраны правопорядка.
Ход урока
I. Организационный момент
Придумайте ситуации, которые иллюстрируют понятия «правопорядок», «законность», «милиция».
II. Актуализация знаний
Учитель предлагает учащимся выполнить проверочную работу.
1. Главным законом государства выступает конституция страны.
1 )да; 2) нет.
2. Первая конституция появилась в 1787 г. в Англии.
1) да; 2) нет.
3. В России декабристы, вышедшие в 1825 г. на Сенатскую площадь, предложили конституцию.
1 )да 2) нет.
4. В США основной закон страны не менялся двести лет.
1) <Эа; 2) нет.
5. Референдум – всенародное голосование.
1) да; 2) нет.
6. Конституция РФ состоит из 2 разделов, 8 глав, 137 статей.
1) да; 2) нет.
7. Согласно Конституции Россия — демократическая республика.
1) да; 2) нет.
8. Парламент нашей страны — Государственная дума.
1) да; 2) нет.
9. Депутатом Государственной думы можно стать с 21 года.
1 )да; 2) нет.
10. В Конституции нашей страны закреплен принцип разделения властей.
1) да; 2) нет.
III. Изучение новой темы
Учитель вводит основные понятия урока.
Правопорядок — это закрепленный правовыми нормами особый режим поведения людей.
Законность — политико-правовой режим, при котором государство (особенно суды и милиция) и граждане строго соблюдают правовые нормы и законы.
Милиция — это правоохранительный орган.
IV. Работа с учебником
1. Прочитать текст «Органы охраны правопорядка» на с. 124—127 учебника.
2. Сделать пометки, используя метод «инсерт».
3. Выделить в тексте ответы на вопросы:
— Что входит в задачи милиции? (Обеспечение личной и имущественной безопасности граждан; охрана общественного порядка; пресечение и раскрытие преступлений; оказание помощи гражданам в осуществлении их законных прав и интересов.)
— Чем занимается криминальная милиция? (Розыском преступников, раскрытием сложных преступлений. )
— Каковы функции милиции общественной безопасности?
(Обеспечение порядка на улицах, дорогах, вокзалах, в различных общественных местах.)
— О чем гласит статья 51 Конституции РФ? (Человек не подлежит уголовной ответственности, если он отказывается от дачи свидетельских показаний против себя самого, своих ■ близких родственников.)
— Какие функции выполняет паспортно-визовая служба? (Обеспечивает получение гражданином паспорта.)
— Что такое паспорт? (Документ, удостоверяющий личность.)
— Какие вопросы решаются в суде?(Решается, кто виноват, а кто прав в правовых конфликтах.)
— Какие вы знаете юридические профессии? (Судебные приставы, прокурор, следователь, адвокат.)
— Какие законы регулируют юридическую деятельность? («Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации», «О мировых судьях в Российской Федерации» и др.)
V. Практикум
Организуется работа в парах. Учащиеся обсуждают задания практикума (с. 128 учебника) и совместно принимают решение.
VI. Лекция
Из истории милиции
СНК РСФСР 3 апреля 1919 г. издал декрет «О советской рабоче-крестьянской милиции», по которому сотрудники милиции не подлежали призыву в Красную армию, оставались на своих местах и считались прикомандированными к управлениям исполкомов Советов. На НКВД возлагалась обязанность держать в действующей армии 1 /3 милиционеров и 1/5 командного состава милиции. В милиции вводилась военная дисциплина и обязательное обучение военному делу. Части милиции, находящиеся в районах боевых действий, по согласованию реввоенсоветов армий и фронтов с местными Советами, могли привлекаться к участию в боевых действиях. При этом они переходили в подчинение к армейским военачальникам. НКВД 15 апреля 1919 г. послал на места циркуляр, разъясняющий «неразумным» практическую реализацию вышеназванного декрета от 3 апреля 1919 г. В соответствии с декретом СНК и циркуляром НКВД была произведена перестройка органов милиции согласно воинским уставам. Правовое закрепление порядка участия милиции в боевых действиях освободило ее от специальных мобилизаций, проводившихся ранее.
В соответствии с декретом СНК от 3 апреля 1919 г. содержание всех видов милиции осуществляло государство.
Кроме общей (уездно-городской) милиции для организации правопорядка в стране организуются специализированные виды милиции. Так, 21 февраля 1919 г. ВЦИК издает постановление «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны», а еще до этого, 25 июля 1918 г., СНК принял декрет «Об учреждении речной милиции». Затем в апреле 1919 г. последовал декрет ВЦИК о советской речной рабоче-крестьянской милиции. Вначале железнодорожная и речная милиции формировались по территориальному принципу, но затем в железнодорожной милиции формирование происходило по линейным отделам на каждой из железных дорог, а речная милиция стала формироваться применительно к бассейнам водных путей. В конце 1920 г. по решению Совета труда и обороны вся железнодорожная и водная милиция перешла в распоряжение командующего внутренними войсками республики.
Осенью 1919 г. НКВД, обследовав состояние охраны на предприятиях, принял решение организовать промышленную милицию. На нее возлагались задачи борьбы с хищениями госсобственности и т. п.
3 марта 1920 г. в составе ГУ милиции РСФСР образовали в губернских управлениях отделения промышленной милиции, на предприятиях — ее подразделения.
Вопросы:
— Когда была образована милиция?
— Чем современная милиция отличается от милиции 1920-х гг.?
VII. Подведение итогов урока
— Какая информация вам не до конца понятна?
— Какая информация вам была знакома из других источников?
— Что нового вы узнали?
Учитель анализирует ответы на поставленные вопросы.
Домашнее задание
Прочитать с. 123—128. Подготовить небольшое сообщение «Правосудие в античном обществе».