Цели: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Права человека и гражданина»; продолжить формирование умений работать с тестовыми заданиям, заданиями повышенной сложности; способствовать подготовке учащихся к экзамену по обществознанию в форме ЕГЭ.
Оборудование: карточки с тестами и заданиями для всех учащихся класса.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (общение, межличностные конфликты, конфликтная ситуация, стратегия поведения), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Право на образование»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 53-55
КАРТОЧКА № 53
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Почему общество нуждается в образованных гражданах?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Какой смысл имеет слово «образование»?
– Что дает человеку образовательный процесс?
– Почему воспитание должно быть составной частью образования?
– Как связаны между собой образование и прогресс в развитии страны?
– Что является главной целью государства?
– Почему образование является для общественной власти «долгом справедливости»?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 54
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Что означает право на образование?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Почему в большинстве государств мира сфера образования признана приоритетной?
– В чем проявляется гуманизация образования на современном этапе?
– Где осуществляется начальный этап образования?
– Какие типы общеобразовательных учреждений существуют в нашей стране?
– Почему в старших классах вводится профильное обучение?
– Какие альтернативы школьному образованию существуют в мире?
– Почему в современном мире человек практически постоянно занимается самообразованием?
– Каковы причины, порождающие необходимость получения профессионального образования?
– Какую структуру имеет образование в нашей стране?
– Где можно получить профессиональное образование?
– Какие гарантии в получении образования дает государство?
– Какие проблемы стоят перед системой образования в нашей стране?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 55
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Как осуществляется право на доступ к культурным ценностям?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Как связаны право на образование и право на доступ к культурным ценностям?
– Какие обязанности граждан в отношении культурных ценностей устанавливает российское законодательство?
– Почему восприятие внешнего проявления культуры легче, чем внутреннего?
– Что такое историческая память народа?
– Где происходит приобщение к культурным ценностям?
– Какую роль в приобщении к культурным ценностям играет семейное воспитание?
– Почему стремление к саморазвитию и самообразованию развивает уровень культуры гражданина?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради.
ВАРИАНТ Б
– Что общего?
– Гимназия, лицей, частная школа. (Образовательные учреждения.)
– Культура, наука, образование. (Социальная сфера жизни общества.)
ВАРИАНТ В
– Расположите в правильной последовательности: школа, ПТУ, детский сад, вуз, техникум. (Детский сад – школа – ПТУ – техникум – вуз.)
3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 53-55, отзывы одноклассников
III. Выполнение проверочной работы по вариантам
Вариант 1 Первая часть. Тест
1. Что из перечисленного не служит помехой заключению брака?
а) близкая степень родства;
б)недееспособность;
в) большая разница в возрасте;
г) отсутствие одного из молодоженов во время регистрации.
2. Досрочная сдача экзаменов за курс средней школы:
а) гуманизация; б) экстернат;
в) профилизация; г) эксперимент.
3. Право на свободу совести, предполагает отношение человека к…
а) морали; б) нравственности;
в) образованию; г) религии.
4. Какая организация была создана при активном участии Анри Дюнана?
а) Международный Красный Крест;
б) Орден Милосердия;
в) ООН;
г) НАТО.
5. Что из перечисленного относится к частной жизни человека?
а) участие в выборах в качестве избирателя;
б) участие в выборах в качестве кандидата;
в) покупка недвижимости на аукционе;
г) выступление на митинге в поддержку КПРФ.
6. Неравноправие сторон подразумевает:
а) вертикальные отношения;
б) горизонтальные отношения;
в) прямые отношения;
г) дружеские отношения.
7. К занятым трудовое законодательство относит:
1. Работающего по найму в частном предприятии. 2. Избранного на оплачиваемую должность в органах местного самоуправления.
а) верно только 1; б) верно только 2;
в) верно 1 и 2; г) нет верного ответа.
8. Каковы условия приема несовершеннолетних на работу?
1. Работа в течение испытательного срока.
2. Предоставление возможности заработать в сверхурочное
время.
10. Кто является собственником урожая?
а) вырастивший урожай на арендуемом участке;
б) помогающий собирать урожай на участке соседа;