Урок 25«…Картина нравов, и галерея живых типов… и комедия» (по статье И. А. Гончарова «Мильон терзаний»)
Цели: сделать обобщающие выводы по комедии, используя статью Гончарова «Мильон терзаний»; развивать умение формулировать основные, концептуальные идеи; выявить степень усвоения учащимися пройденного материала.
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Слово учителя.
Комедия Грибоедова «Горе от ума» – произведение замечательное, великолепное по замыслу и исполнению. Оно из разряда произведений «на все времена». Вот как об этом сказал И. А. Гончаров: «Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова».
С этой пьесой связано много загадочных фактов: это и странная, трагическая судьба ее автора, и неоднозначность образов комедии, и, наконец, еще одно интересное явление: долгое время никто из критиков не решался сделать полный, цельный анализ произведения. Критический этюд И. А. Гончарова «Мильон терзаний» появился только почти 50 лет спустя с момента написания комедии. Автор статьи по достоинству оценил комедию, поставив ее в ряд лучших произведений XIX в.
«…комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия и… – больше всего комедия – какая едва ли найдется в других литературах…»
«…как картина, она, без сомнения, громадна <…> В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы».
II. Контрольная работа (тест).
1. Кому принадлежит высказывание о том, что в комедии «25 глупцов на 1 здравомыслящего человека»?
а) Пушкину; в) Гончарову;
б) Грибоедову; г) Катенину.
2. Что заставило Чацкого некогда уехать из Москвы?
а) скука; в) несчастная любовь;
б) ссылка; г) болезнь.
3. Сколько времени отсутствовал в Москве Чацкий?
а) 3 месяца; в) 5 лет;
б) 3 года; г) полгода.
4. Кто воспитывал Софью?
а) мадам Розье; б) мосье Бопре; в) старуха Хлестова.
5. Сколько лет Молчалин жил у Фамусова?
а) год; в) 5 лет;
б) 3 года; г) 10 лет.
6. Из какого города приехал Молчалин в Москву?
а) из Петербурга; б) из Саратова; в) из Твери.
7. Выражение «злые языки страшнее пистолета» принадлежит:
а) Фамусову; г) Чацкому;
б) Лизе; д) Репетилову;
в) Софье; е) Молчалину.
8. Кого в комедии «ученостью не обморочишь»?
а) Молчалина; в) Фамусова;
б) Скалозуба; г) Тугоуховского.
9. В каком учебном заведении, по мнению княгини Тугоуховской, «упражняются в расколах и безверье»?
а) Петербургский пединститут;
б) Смольный институт благородных девиц;
в) Царскосельский лицей;
г) кадетский корпус.
10. В каком ведомстве служил Молчалин?
а) палата мер и весов;
б) архивы;
в) департамент финансов;
г) управление богоугодных заведений.
11. Какой чин получил Молчалин во время службы в Москве?
а) коллежского асессора;
б) коллежского регистратора;
в) статского советника.
12. Кто из героев комедии является членом «аглицкого клуба»?
13. Каково воинское звание Скалозуба?
14. Закончите следующие строки; определите, каким героям они принадлежат и о ком сказаны:
а) «…и золотой мешок…»;
б) «…ешь 3 часа…»;
в) «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два…»;
г) «А впрочем, он дойдет до степеней известных…».
15. Какими словами начинается комедия?
16. Каким восклицанием заканчивается пьеса?
а) «Карету мне, карету!»
б) «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!»
в) «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
г) «В деревню, в тетке, в глушь, в Саратов!»
д) «…пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!»
17. В комедии два героя-резонера: первый – Чацкий, второй…
а) Фамусов; г) Лиза;
б) Молчалин; д) Скалозуб;
в) Софья; е) Репетилов.
18. Комедия написана:
а) четырехстопным ямбом;
б) разностопным хореем;
в) трехстопным дактилем;
г) вольным ямбом;
д) александрийским стихом.
(Вопросы к тесту взяты из сб. Л. Б. Алиевой, Т. В. Торкуновой. Литература: Тесты. 9 класс. – М., 1998.)
Домашнее задание: ознакомиться с критическим этюдом И. А. Гончарова и сделать записи по следующим пунктам:
1. Что такое вообще «Горе от ума»?
2. «Соль эпиграмм, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрет».
3. «Давно привыкли говорить, что нет движения, т. е. нет действия в пьесе. Как нет движения?»
4. «Чацкого роль – роль страдательная <…> хотя она в то же время и всегда победительная».
5. Софья: «смесь хороших инстинктов с ложью <…> путаница понятий, умственная и нравственная слепота…»