Урок № 25. ДОПОЛНЕНИЕ. ПРЯМОЕ И КОСВЕННОЕ ДОПОЛНЕНИЕ

0
859
физика



Урок № 25. ДОПОЛНЕНИЕ. ПРЯМОЕ И КОСВЕННОЕ ДОПОЛНЕНИЕ

Цели: углубить понятие о дополнении; развить умение видеть и вы­ делять из текста прямые и косвенные дополнения; повторить правописание личных окончаний глагола.

I . Словарная работа.

Выписать слова из рамок (учебник, с. 51-68), упр. 144.

П. Беседа по повторению.

Вопросы:

Какие члены предложения являются второстепенными? В чем их отличие от главных?

Назовите второстепенные члены.

Какими способами связи соединяются второстепенные члены с другими в предложении?

4) Что называется дополнением?

III . Практический материал для развития представления о до­полнении.

1. Формирование прочного навыка различения дополнения и подле­ жащего (особенно когда прямое дополнение выражено существительным, у которого формы именительного и винительного падежа совпадают).


1) Выписать словосочетание «глагол + существительное», определить падеж существительного. Вставить пропущенные буквы.

/. Конёкреж… лёд. 2. Весло задева…т водоросли. 3. Буря мглою не­бо кро…т (А. С. Пушкин). 4. Мастер чин…т телефон. 5. Я зап…раю дверь ключ …ми ключ кладу в карман.

2) Найти в предложении подлежащее и дополнение. Изменить пред ложение, чтобы подлежащее стало дополнением или дополнение – подлежащим.

Образец: Этот моллюск поедает водоросли. Этот моллюск охотно поедает рыба.

1. Туча закрыла полнеба. 2. Мать любит дочь. 3. День сменяет ночь.
4. Отец подарил мне мяч. 5. Телеграфный столб был повален ураганом.

3) Сопоставить предложения, определить в них роль выделенных
слов.

/. Уроки были приготовлены. Мы приготовили уроки. 2. Утро мы посвящаем работе. Утро выдалось ясное, солнечное. 3. Улицы города за­асфальтированы. Я люблю улицы Москвы весной.

2. Учащиеся испытывают затруднения в различении дополнений,
выраженных неопределенной формой глаголов, и составных глагольных
сказуемых. Их нужно познакомить с некоторыми приемами разграничения
этих случаев. Неопределенная форма глагола является дополнением, если:

действие, обозначенное вспомогательным глаголом и неопреде­ленной формой, производят разные лица (предложил вернуться, прошу рассказать);

неопределенную форму можно заменить существительным (усло­вился встретиться – о встрече,).

Задания: 1) анализ примеров.

Я велел ямщику ехать (А. С. Пушкин) – велел я, а ехать должен ям­щик, значит, ехать – это дополнение. Я прошу вас подождать – прошу я, а подождать должны вы, значит, подождать – дополнение;

2) найти в предложениях дополнения, выраженные неопределенной формой глагола.

1. Спорить с ними я никогда не мог. 2. Признаюсь, я не желаю с ни­ ми познакомиться. 3. все просили её спеть что-нибудь. 4. Княжна упраши­ вала свою маменьку не скупиться. 5. Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пустынного ветра. 6. Я велел обеим пить по два стакана в день кислосерной воды (М. Лермонтов).

3. Понятие о прямом и косвенном дополнении учащиеся получают,
читая учебник и выполняя упражнения 150, 151.

4. При работе над дополнением следует обратить внимание на пре­ дупреждение и исправление речевых ошибок. Учащимся необходимо на­помнить, что управление может быть предложным и беспредложным. Это­ му служат упражнения.

1) Подобрать существительные к данным словам:

Верить… – вера…; уверять… -уверенного…; пренебрегать… —пре­ небрежение…; командовать… -командир…

2) Найти ошибки в употреблении предлогов и исправить их.

1. Она начала сторониться от своих сверстниц, искать общества среди старших. 2. Команда была уверена в свою победу. 3. Николай очень переживал о болезни брата. 4. Этот человек привлекал к себе симпатии в окружающих. 5. Серьезностью, любовью к книге Наташа резко отлича­ лась среди девочек.

IV . Задание на дом:

§ 16, упр. 147.