Цели урока: Показать многообразие рыб. Черты их приспособленности к жизни в различных условиях водной среды и их значение; продолжить формирование умений выделять главные признаки в характеристике животных, заполнять таблицу, узнавать основных изученных рыб.
Оборудование: Рисунки, фотографии рыб, диафильм «Жизнь рыб».
Ход урока
Организационный момент
Активизация знаний по теме «Размножение и развитие рыб»
Решение биологических задач.
Большинство рыб откладывает огромное количество икринок. Треска, например, около 7 млн., сазан — до 1,5 млн., щука — до 1 млн. Вместе с
тем имеются рыбы, которые мечут несколько сотен или десятков икринок. Какие это рыбы и как они могли сохраниться в природе при небольшой плодовитости?
Пресноводная рыба горчак обитает в реках и озерах, в которых живут двустворчатые моллюски (перловицы, беззубки). Как можно объяснить такое явление?
Некоторые виды рыб проходят к местам нереста тысячи километров из морей в реки. При этом они сильно худеют, повреждают тело о подводные предметы, а после икрометания гибнут. Что заставляет, например, кету и горбушу, живущих в Тихом океане, идти на нерест в мелкие речки побережья Дальнего Востока?
Некоторые виды рыб во время нереста строят гнезда, в которые затем помещают икру. Макроподы, гурами, лямиусы делают гнезда из пузырьков воздуха. Самцы помещают оплодотворенные икринки в гнезда, охраняют их, возвращают в гнезда выпавших личинок. В это время они ничего не едят. Однако, как только молодь расплывается и переходит к самостоятельному образу жизни, самцы готовы съесть ее. Как можно объяснить такое явление?
Индивидуальная работа по карточкам
Заполните пропуски в тексте:
Рыбы… животные и имеют… половые железы. У самцов они называются …, у самок — …. В яичниках созревают…, в семенниках … (молоки).
Период размножения рыб называется …. Оплодотворение у большинства рыб …, хотя встречаются рыбы, у которых оплодотворение …, например, акулы. После оплодотворения в … развивается ….
Вещества, необходимые для питания зародыша, содержатся в…. У некоторых, не очень плодовитых рыб развилась такая форма приспособленности к выживанию, как … о …. Самка трехиглой колюшки откладывает икру в …. А самец
Изобразите развитие рыб схематически. Подпишите каждую стадию, названия половых клеток.
Чем личинка рыбы отличается от малька?
Работа с терминами.
а) Написать на доске термины по теме «Размножение и развитие рыб». Нерест, забота о потомстве, наружное оплодотворение, раздельнополые животные, миграция, проходные рыбы, половой диморфизм, желточный мешок, яичники, сперматозоиды, семенники, икринки.
б) Определите очередность применения терминов при составлении рассказа о размножении и развитии рыб.
в) Составьте логически связанный рассказ, применяя термины (работа в парах; учитель проводит тихий опрос по схеме).
Изучение нового материала
Систематические группы — группы животных, сходных по систематическим признакам (строение и происхождение). От слова «систематика» — наука о многообразии живых организмов, которая занимается распределением их на группы по степени их родства.
Экологические группы — группы животных, сходных по месту и условиям обитания, которые определенным образом приспособлены к факторам среды.
На какие систематические группы делятся рыбы? Что лежит в основе этого деления?
На какие экологические группы делятся рыбы? Как они приспособлены к условия обитания?
Учащиеся знакомятся с пунктом «Различия рыб по систематическим и биологическим признакам» , § 43. Учитель обращает внимание учащихся на то, как важно и интересно знать систематическое положение рыбы и ее черты приспособленности к среде обитания. Поэтому сегодняшний разговор мы построим так, чтобы рассмотреть параллельно оба эти вопроса.
Учащиеся помогают учителю построить схему «Классификация рыб».
Тип |
Хордовые |
||||
Подтип |
Позвоночные, или Черепные |
||||
Над класс |
Рыбы |
||||
Класс |
Хрящевые рыбы |
Костные рыбы |
|||
Подкласс |
Лучеперые |
Костно хрящевые |
Кистеперые |
Двояко дышащие |
|
Отряд |
Акулы Скаты |
Сельде образные Карпо образные Тресковые Камбало образные |
Осетровые |
Более 20000 видов рыб населяет водоемы земного шара. В соленой воде и в пресной, в высокогорных озерах и на огромных океанских глубинах, в холодных северных и теплых тропических морях — везде мы встречаем многочисленных представителей этой группы позвоночных животных. И хотя все они живут в воде, условия обитания их очень различны. В связи с этим у рыб выработались разнообразные приспособления, которые делают одних непохожими на других и по внешнему виду, и по образу жизни.
Учащиеся в тетради готовят таблицу «Характеристика некоторых групп рыб» по материалам диафильма «Жизнь рыб», сообщениям, подготовленным учениками, и рассказа учителя.
Систематические группы рыб |
Признаки группы |
Представители |
Значение в природе и жизни человека |
* |
Рыбы, живущие в толще воды, обычно очень хорошо плавают. Их узкое длинное тело с сильно развитым хвостом напоминает торпеду или стрелу. Таким прекрасным пловцом в наших реках и озерах является щука. Среди морских рыб одно из первых мест по плаванию занимают акулы. Обитающая почти во всех океанах и морях сельдевая акула может развивать скорость до 50 км/ч.
Сообщение «Акулы».
А вот рыбы, ведущие донный образ жизни, как, например, скаты, — пловцы неважные. У скатов плоская форма тела, глаза расположены в верхней части головы, а рот и жабры обращены вниз.
Сообщение «Скаты».
К данному образу жизни приспособились и различные морские и речные камбалы.
Сообщение «Камбалообразные».
Итак, класс Костные, подкласс Лучеперые, отряд Камбалообразные.
Какие характерные особенности можно записать в тетради?
Учащиеся называют признаки и записывают их в таблицу.
Способы передвижения рыб также весьма различны. Большинство из них плаваете помощью волнообразных движений всего тела и хвоста, а грудные и брюшные служат рулями глубины. Так плавает обитатель наших пресных водоемов — окунь. Рыбы с плоской формой тела плавают иначе. Например, скаты передвигаются благодаря взмахам сильно разросшихся грудных плавников. Луна-рыба, живущая в теплых морях, совсем не пользуется своими плавниками для передвижения. Всю жизнь она плавает совершенно пассивно, переносимая морскими течениями (весит рыба до 700 кг). Рыба-прилипало, распространенная в соленых водах почти всего земного шара, прилепляется своей головной присоской к крупной рыбе, чаще всего к акуле, или ко дну корабля, и переносится ими на значительное расстояние.
Пища рыб очень разнообразна. По способу питания они делятся на хищных и мирных. Хищные рыбы поедают других рыб, их мальков и других водных животных. Крупный, сильный хищник наших рек и озер — сом. В реках Южной Америки живет небольшая рыбка пиранья — хищник, нападающий даже на крупных животных. У крокодилов, например, они откусывают части хвоста. Опасны они и для человека, вошедшего в воду. Местные жители называют ее человекоедом.
Страшным орудием нападения обладает рыба-меч, обитающая в тропических и умеренных водах. Торпедообразное тело взрослой рыбы лишено че- шуй. Верхняя челюсть сильно удлинена, уплощена и имеет форму заостренного меча. Рыба-меч питается различными рыбами, а своим мечом может пробить даже борт шлюпки (интересно, что наиболее крупные особи достигают 4—4,5 м в длину при весе, превышающем 400 кг; «рекордный» экземпляр, добытый у побережья Чили, весил даже 537 кг). Меч-рыба — быстрый и активный пловец, развивающий скорость до 130 км/час.
Интересное приспособление для ловли добычи имеется у другого хищника — морского черта. Первый луч спинного плавника превращен в своеобразную удочку, которой он подманивает проплывающих рыб.
Однако среди рыб немало и «мирных». Их пищу составляют различные растительные организмы и беспозвоночные животные. Так, рыба-брызгун питается наземными насекомыми, которых сбивает с прибрежной растительности струей воды, выпущенной изо рта. Тропические кузовки питаются растительностью, которую они скусывают с коралловых рифов своими большими сросшимися зубами. Среди наших рыб также немало «мирных», например, плотва, лещ, линь.
О Посмотрите на внешний вид этих рыб. К какому классу и по каким признакам принадлежат эти рыбы..
Плотва, лещ, линь — это все представители отряда карпообразных класса костных рыб, подкласса лучеперых.
Сообщение «Карпообразные».
Можно подвести итоги нашей работы на сегодняшнем уроке.
Выводы.
Все рыбы делятся на 2 группы: хрящевых и костных, отличающихся друг от друга по ряду признаков.
Класс костные рыбы делится в свою очередь на 4 подкласса. Лучеперые — это подкласс, включающий в себя наших обычных рыб, представителей отрядов карпообразных, камбалообразных, и др.
Рыбы отличаются друг от друга по форме тела, что во многом зависит от места обитания; по способу передвижения, виду пищи и способам ее добывания.
Задания на закрепление
Закончите предложение. Что делают с пищей эти рыбы?
Известно, что окунь глотает свою пищу целиком, затем пища попадает в объемистый желудок, а вот карась, плотва, лещ …
«Третий лишний». Кто из тройки, названных рыб лишний. Почему?
Речной окунь, щука, карп.
Скат, камбала, акула.
Домашнее задание
§43, рисунки 183—188, признаки систематических групп рыб. Индивидуальное задание: подготовка сообщений «Сельдеобразные», «Лососевые», «Трескообразные», «Осетровые».