Урок 24 Найти своё призвание

0
1466


Цель:
расширять представление об истинном пред ­ назначении человека .

Задачи:

– углубление знаний о понятиях «цель жизни», «смысл жизни», «призвание»;

– развитие потребности в служении обществу;

– воспитание целеустремленности и настойчивости в достижении поставленной цели.

Ресурсы: аудиозапись песни на сл. Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова «Прекрасное далеко».

Круг радости

Учитель читает отрывок из стихотворения Э.Асадова «Остров романтики» с целью создания на уроке особой атмосферы доверия. Призвание часто связано с мечтой, а мечта – с романтикой. Учитель поясняет, что человек, нашедший свои «алые паруса», быть может, обретает и свое призвание.

Остров романтики

Эдуард Асадов

От Арктики до Антарктики

Люди весь мир прошли.

И только остров Романтики

На карты не нанесли.

А он существует, заметьте-ка,

Там есть и луна, и горы,

Но нет ни единого скептика

И ни одного резонера.

Ни шепота обывателей,

Ни скуки и ни тоски.

Живут там одни мечтатели,

Влюбленные и чудаки.

Там есть голубые утесы

И всех ветров голоса,

Белые альбатросы

И алые паруса.

Проверка домашнего задания

Учитель предлагает прослушать рассуждения двух-трех учеников, желающих выступить. При этом обращает внимание, что любой человек может быть удовлетворен своей жизнью, если он реализует свои возможности, умения, способности во благо себя и окружающих его людей.

Содержание рассказа продолжает раскрывать грани понятия «призвание».

Чтение

Один из учащихся читает отрывок из повести Б. Сокпакбаева. С обсуждения этого текста начинается разговор о призвании быть учителем. Эта профессия наиболее близка и понятна детям, и они смогут размышлять о призвании на примере известных и близких им людей.

Меня зовут Кожа

Бердибек Сокпакбаев

Я был так занят своим делом и так огорчён, что не заметил, как ко мне подошёл невысокий мужчина в синем костюме и молча принялся наблюдать за мной.

После случая с Майкановой я подозревал в каждом незнакомце нового учителя, поэтому я отложил испорченный шар в сторону и сказал:

«Здравствуйте…Вы новый учитель географии?»

«Догадливый мальчуган, – улыбнулся незнакомец. – А что ты хочешь сделать с нашим бедным глобусом?»

Может быть, я просто не успел ничего придумать, а может быть, дело в том, что у незнакомца были такие добрые, приветливые глаза, что обманывать его было неловко, и рассказал всё, как было.

«Первая часть сделана, – сказал новый учитель, – глобус сломан. Осталось немножко – починить».

И мы вместе чинили этот глобус. И вы думаете, конечно, что я просто стоял рядом и смотрел, как ловко работает Рахманов (так звали нового географа)? Нет, он всё дал мне делать самому, только иногда подсказывал.

Скоро у нас в классе не осталось ни одного мальчишки, который не признал бы, что Рахманов-агай самый лучший учитель во всём районе, а может быть, и во всей области. Во-первых, он знал всё. Когда мы вычитывали в книжках Фенимора Купера или Майн Рида какое-нибудь название, которое и выговорить-то, не сломав язык, трудно, и спрашивали об этом месте у учителя географии, то он, ни секунды не промедлив, начинал рассказывать об этих далёких краях так подробно и интересно, будто он каждый день проходил мимо них, направляясь в школу.

Во-вторых, этот человек никогда никого не обманывал.

Потом ещё. К Рахманову можно было прийти домой в любое время дня и ночи и посоветоваться по любому делу. Вы думаете, он знал только географию? Нет, он знал всё.

Четвёртое – это история с подземным ходом. Мы начали рыть его тайком от взрослых, я уж сам не помню для чего. Об этом узнал Рахманов. Думаете, он отчитал нас? Нет. Наоборот, он сам стал возиться с нами и помог нам придумать множество механизмов вроде крана для подъёма земли со дна подземного хода и построить их. И – самое главное, он никому об этом не сказал.

А история с гусеницами? Мы принесли их в школу, чтобы напугать девочек. И, конечно, они разбрелись из коробки и напугали Майканову. Никто не признавался, откуда взялись гусеницы.

Рахманов посмотрел на меня и сказал:

– А вот наш уважаемый Кара Кожа стоит и думает: как хорошо было в старые времена. Я бы сейчас признался, муэдзин отстегал бы меня плёткой, и на этом дело кончилось бы. Ну пришлось бы мне месяц спать на животе, да дома ещё добавили бы, и всё… А сейчас собрание, стенгазета, педсовет. Ты прав, Кожа, признаваться не стоит…

Я покраснел так, что у меня из глаз слёзы покатились, и… признался.

Потом я просил Рахманова заступиться за меня на педсовете. Как выдумаете, что он мне сказал? Бьюсь об заклад, вы никогда не догадаетесь!

Рахманов сказал:

– Если ты хочешь, то я за тебя заступлюсь. Но на твоём месте я не стал бы об этом просить…

И он рассказал мне историю о том, как ещё студентом он сделал одну большую глупость (вы уж простите, но, сами понимаете, чужую тайну я выдать не могу). И о том, как не мог успокоиться до тех пор, пока прямо и честно не признал свою ошибку и не получил за неё заслуженного наказания.

– Как хочешь, Кожа, – закончил свой рассказ Рахманов, – я могу выступить и сказать: «Пожалейте этого мальчика. Он трусоват и не умеет держать ответ за свои поступки».

Конечно, я отказался.

За что все ребята уважали Рахманова?

Можно ли назвать Рахманова учителем по призванию? Почему?

Размышление над ситуацией

Предлагая учащимся проанализировать содержание письма, учитель обращает внимание детей на значение веры: веры в себя, своих учеников, друзей, близких, которая помогает понять свое призвание и способствует ее реализации.

Размышляя над ситуацией, изложенной в письме, учащиеся приходят к выводу, что настоящий учитель верит в своих учеников, готов поддержать их в выборе жизненного пути, помочь понять свое призвание. Анализируя описанные в письме события, каждый сможет вдуматься в истинный смысл понятия «призвание», которое тем выше, чем больше наполнено оно стремлением служить окружающим людям.

Прочитайте письмо, пришедшее в одну из газет. Проанализируйте его, опираясь на вопросы.

Учитель. Святое слово. Емкое, несущее огромный смысл. Часто оно относится к человеку, которому ты обязан счастьем ясно и глубоко воспринимать окружающий мир, потребностью делать людям добро и потому чувствовать себя нужным на земле.

Такой Учитель есть в моей жизни. Это – Матвеева Галина Ивановна. Она сыграла в моей судьбе особую роль. Будучи преподавателем истории колледжа Академии искусств, она вот уже 40 лет приходит в класс, чтобы раскрыть ребятам удивительные тайны человека и общества, ответить на их многочисленные вопросы. Строгие даты и непростые события на уроках Галины Ивановны оживают, потому что всё, о чём она рассказывает, проносит через своё сердце. В процессе работы она видит каждого ученика, чувствует его настроение, вглядывается в его глаза. Отвечать Галине Ивановне формально – просто стыдно, ведь в любом вопросе она стремится выявить отношение человека к обсуждаемому вопросу.

Детство Галины Ивановны прошло в далёком казахском ауле, она окончила казахскую школу, чувствует, понимает и любит культуру казахского народа и прививает своим ученикам эту удивительную любовь. А её ученики – будущие художники. Однажды она сказала мне: «Я хочу когда-нибудь услышать в твоих работах музыку казахской степи».

Я долго искал этот приём. Я искал его, пока учился в колледже, потом – когда продолжил образование в академии. И вот пришло время защиты дипломного проекта. По мнению преподавателей, мне удалось придумать интересную композицию, найти верное цветовое решение триптиха. Я пригласил на защиту Галину Ивановну. Когда я представлял свою работу, то вдруг увидел слёзы на глазах моей учительницы. «Ты знаешь, – сказала она через несколько минут после защиты, – я, наконец, услышала эту музыку. Музыку казахской степи… Ты станешь настоящим художником». Это была для меня высшая похвала.

Сейчас я вернулся из армии, женился. С удовольствием занимаюсь любимым творчеством: пишу живописные картины. Я верю в себя. Эту веру подарила мне удивительная женщина, настоящий Учитель – Матвеева Галина Ивановна.

Терекулов Даулет

Почему Галина Ивановна верила в Даулета?

Как удалось Даулету оправдать веру учителя в него?

Что, по вашему, объединяет учителя и ученика?

Благодаря чему героям письма в редакцию удалось реализовать призвание?

Задание

К выполнению этого задания учащиеся подготовлены всем ходом урока. Героями их рассказов могут быть и любимые учителя, и просто знакомые, которые видят в какой-либо деятельности главный смысл своей жизни.

Расскажите о человеке, который нашел свое призвание и стал для вас примером высокого служения своему делу.

Чтение

Предлагаемый для чтения и обсуждения текст поможет учащимся рассмотреть возможность осмысления своего призвания уже сейчас, когда они еще сидят за школьной партой.

Мечта Княжина

По В. Железникову

Когда я вошёл в шестой класс и хотел начать урок физики, Лёвушкин Коля сказал:

– У нас новый ученик.

– Очень хорошо, давай познакомимся. Как тебя зовут? Как твоя фамилия?

– Княжин.

– Тебе нравится физика?

– Очень, – сказал он.

Я начал объяснять новый урок. Каждый раз, когда я писал или рисовал что-нибудь на доске, Лёвушкин смеялся, разговаривал.

– Не мешай слушать, – сказал ему Княжин, который очень внимательно слушал.

Я посмотрел на Лёвушкина. Лицо у него стало красное.

– Княжин, иди к доске и реши задачу.

Он сразу решил задачу и очень хорошо всё объяснил. Мне понравилось, как он отвечал.

Кончился урок, и Лёвушкин закричал:

– Слышали, что сказал Княжин? Удивительно, человек первый день в классе, а ему все мешают. Физику он любит!

– Да, люблю. Без физики в наше время нельзя, – ответил Княжин и вышел из класса.

Через день я спросил ребят, кто хочет заниматься в физическом кружке. Несколько ребят подняли руки; Княжин тоже поднял руку. «Это хорошо», – подумал я. Но потом узнал, что Княжин будет заниматься и в других кружках: и в математическом, и в биологическом, и в спортивном. Только в кружок, в котором ребята поют и танцуют, он не хотел ходить.

На другой день я увидел Княжина и спросил:

– Ты хочешь заниматься сразу во всех кружках? Я думаю, это неправильно. Советую тебе подумать.

– Мне надо, – ответил он.

– Может быть, ты не знаешь, что тебе нравится больше: биология, физика или спорт?

– Нет, я знаю, но это секрет. Я не могу сейчас вам это рассказать.

– Секрет это или не секрет, – сказал я, – но в физический кружок можешь не приходить. Если ты будешь заниматься сразу во всех кружках, то на физику у тебя не останется времени.

– Я должен всё знать, – сказал он. – Я буду космонавтом. Я никому этого не говорил и вам не хотел говорить.

Я посмотрел на него внимательно: глаза у него были голубые и смелые. И я подумал: этот мальчик станет космонавтом.

– Хорошо, приходи в физический кружок.

– Спасибо, – ответил Княжин.

Три месяца занимался Княжин в физическом кружке. А потом вдруг не стал приходить. На уроках он смотрел в окно, не слушал, что я объяснял, и был очень невнимательный. Но уроки он готовил хорошо и задачи по физике решал лучше всех.

– Княжин, почему ты не приходишь в кружок? Времени нет? – спросил я.

Он поднял на меня глаза. А Лёвушкин (он стал дружить с Княжиным) сказал мне вчера:

– У Юры что-то случилось, но рассказать не могу, это секрет.

Вечером я пошёл в книжный магазин. Стою и смотрю книги, вдруг слышу голос Княжина:

– Есть что-нибудь новое?

– Мальчик, не может быть каждый день что-нибудь новое. Приходи через два-три дня.

Я посмотрел на Княжина и не сразу узнал его, потому что он был в очках.

– А, Юра, – сказал я, – рад тебя видеть.

Он снял очки, посмотрел на меня и сказал:

– Видите, у меня теперь очки, а я мечтал стать космонавтом. Теперь космические корабли мне не водить.

Так вот что случилось! Вот о чём он думает всё время, почему он такой невесёлый и невнимательный! Он мечтал летать к звёздам…

– Но к звёздам можно летать и в очках, Юра. Будешь на космическом корабле инженером или врачом.

Глаза у него стали весёлыми.

– Правильно! Как же я сам об этом не подумал?

Он был такой счастливый!

И я подумал: «Хорошо, что Юра умеет мечтать. Его жизнь будет интересной».

К чему стремился Юра Княжин?

Что он делал для того, чтобы исполнилась его мечта?

Можно ли сказать, что Княжин почувствовал своё призвание?

Согласны ли вы с мнением учителя?

Задание

Учащиеся выполняют задание 3 в тетради, которое можно назвать «Интервью с самим собой». Работа над упражнением также поможет учащимся осмыслить тему.

Задание 3

Задайте себе предлагаемые вопросы и запишите ответы на них.

В каком возрасте человек стремится понять смысл своей жизни?

Что помогает человеку найти свое призвание?

Как вы думаете, в чем заключается предназначение человека?

Расскажите о самом интересном событии в вашей жизни и о том, как оно повлияло на вашу судьбу.

Резюме

Информация в рубрике «Обращаем внимание» может служить обобщением по всей теме. Учителю следует отметить, что найти свое призвание можно только через глубокое познание себя и окружающего мира.

Среди множества дел, которые существуют на земле, каждый может найти своё. Важно, чтобы оно служило высшему назначению человека – нести любовь, творить добро!

Домашнее задание

Учитель предлагает учащимся выполнить задание 4 в тетради, которое составлено с целью дать учащимся возможность осмыслить важность определения каждым своего призвания, чтобы быть полезным людям и испытывать удовлетворение от своего дела, на примере личности, которую ученики выбирают сами.

Расскажите о человеке, который стал для вас примером высокого служения своему делу, например, об учителе, родителях, друге, известной личности.

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель приглашает всех встать в круг и исполнить пеню «Прекрасное далеко» под фонограмму.

Прекрасное далёко

Муз. Е. Крылатова

Сл. Ю. Энтина

Слышу голос из прекрасного далека,
Голос утренний в серебряной росе.
Слышу голос, и манящая дорога
Кружит голову, как в детстве карусель.

Припев:
Прекрасное далеко
Не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко,
Жестоко не будь.
От чистого истока,
В прекрасное далеко,
В прекрасное далеко,
Я начинаю путь.

Слышу голос из прекрасного далека,
Он зовет меня в чудесные края.
Слышу голос, голос спрашивает строго:
А сегодня что для завтра сделал я?

Припев.

Я клянусь, что стану чище и добрее,
И в беде не брошу друга никогда.
Слышу голос, и спешу на зов скорее,
По дороге, на которой нет следа.

Припев.

поурочные планы для 6 класса, Самопознание