Цель: расширять представление об истинном пред назначении человека .
Задачи:
– углубление знаний о понятиях «цель жизни», «смысл жизни», «призвание»;
– развитие потребности в служении обществу;
– воспитание целеустремленности и настойчивости в достижении поставленной цели.
Ресурсы: аудиозапись песни на сл. Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова «Прекрасное далеко».
Круг радости
Учитель читает отрывок из стихотворения Э.Асадова «Остров романтики» с целью создания на уроке особой атмосферы доверия. Призвание часто связано с мечтой, а мечта – с романтикой. Учитель поясняет, что человек, нашедший свои «алые паруса», быть может, обретает и свое призвание.
Остров романтики
Эдуард Асадов
От Арктики до Антарктики
Люди весь мир прошли.
И только остров Романтики
На карты не нанесли.
А он существует, заметьте-ка,
Там есть и луна, и горы,
Но нет ни единого скептика
И ни одного резонера.
Ни шепота обывателей,
Ни скуки и ни тоски.
Живут там одни мечтатели,
Влюбленные и чудаки.
Там есть голубые утесы
И всех ветров голоса,
Белые альбатросы
И алые паруса.
Проверка домашнего задания
Учитель предлагает прослушать рассуждения двух-трех учеников, желающих выступить. При этом обращает внимание, что любой человек может быть удовлетворен своей жизнью, если он реализует свои возможности, умения, способности во благо себя и окружающих его людей.
Содержание рассказа продолжает раскрывать грани понятия «призвание».
Чтение
Один из учащихся читает отрывок из повести Б. Сокпакбаева. С обсуждения этого текста начинается разговор о призвании быть учителем. Эта профессия наиболее близка и понятна детям, и они смогут размышлять о призвании на примере известных и близких им людей.
Меня зовут Кожа
Бердибек Сокпакбаев
Я был так занят своим делом и так огорчён, что не заметил, как ко мне подошёл невысокий мужчина в синем костюме и молча принялся наблюдать за мной.
После случая с Майкановой я подозревал в каждом незнакомце нового учителя, поэтому я отложил испорченный шар в сторону и сказал:
«Здравствуйте…Вы новый учитель географии?»
«Догадливый мальчуган, – улыбнулся незнакомец. – А что ты хочешь сделать с нашим бедным глобусом?»
Может быть, я просто не успел ничего придумать, а может быть, дело в том, что у незнакомца были такие добрые, приветливые глаза, что обманывать его было неловко, и рассказал всё, как было.
«Первая часть сделана, – сказал новый учитель, – глобус сломан. Осталось немножко – починить».
И мы вместе чинили этот глобус. И вы думаете, конечно, что я просто стоял рядом и смотрел, как ловко работает Рахманов (так звали нового географа)? Нет, он всё дал мне делать самому, только иногда подсказывал.
Скоро у нас в классе не осталось ни одного мальчишки, который не признал бы, что Рахманов-агай самый лучший учитель во всём районе, а может быть, и во всей области. Во-первых, он знал всё. Когда мы вычитывали в книжках Фенимора Купера или Майн Рида какое-нибудь название, которое и выговорить-то, не сломав язык, трудно, и спрашивали об этом месте у учителя географии, то он, ни секунды не промедлив, начинал рассказывать об этих далёких краях так подробно и интересно, будто он каждый день проходил мимо них, направляясь в школу.
Во-вторых, этот человек никогда никого не обманывал.
Потом ещё. К Рахманову можно было прийти домой в любое время дня и ночи и посоветоваться по любому делу. Вы думаете, он знал только географию? Нет, он знал всё.
Четвёртое – это история с подземным ходом. Мы начали рыть его тайком от взрослых, я уж сам не помню для чего. Об этом узнал Рахманов. Думаете, он отчитал нас? Нет. Наоборот, он сам стал возиться с нами и помог нам придумать множество механизмов вроде крана для подъёма земли со дна подземного хода и построить их. И – самое главное, он никому об этом не сказал.
А история с гусеницами? Мы принесли их в школу, чтобы напугать девочек. И, конечно, они разбрелись из коробки и напугали Майканову. Никто не признавался, откуда взялись гусеницы.
Рахманов посмотрел на меня и сказал:
– А вот наш уважаемый Кара Кожа стоит и думает: как хорошо было в старые времена. Я бы сейчас признался, муэдзин отстегал бы меня плёткой, и на этом дело кончилось бы. Ну пришлось бы мне месяц спать на животе, да дома ещё добавили бы, и всё… А сейчас собрание, стенгазета, педсовет. Ты прав, Кожа, признаваться не стоит…
Я покраснел так, что у меня из глаз слёзы покатились, и… признался.
Потом я просил Рахманова заступиться за меня на педсовете. Как выдумаете, что он мне сказал? Бьюсь об заклад, вы никогда не догадаетесь!
Рахманов сказал:
– Если ты хочешь, то я за тебя заступлюсь. Но на твоём месте я не стал бы об этом просить…
И он рассказал мне историю о том, как ещё студентом он сделал одну большую глупость (вы уж простите, но, сами понимаете, чужую тайну я выдать не могу). И о том, как не мог успокоиться до тех пор, пока прямо и честно не признал свою ошибку и не получил за неё заслуженного наказания.
– Как хочешь, Кожа, – закончил свой рассказ Рахманов, – я могу выступить и сказать: «Пожалейте этого мальчика. Он трусоват и не умеет держать ответ за свои поступки».
Конечно, я отказался.
За что все ребята уважали Рахманова?
Можно ли назвать Рахманова учителем по призванию? Почему?
Размышление над ситуацией
Предлагая учащимся проанализировать содержание письма, учитель обращает внимание детей на значение веры: веры в себя, своих учеников, друзей, близких, которая помогает понять свое призвание и способствует ее реализации.
Размышляя над ситуацией, изложенной в письме, учащиеся приходят к выводу, что настоящий учитель верит в своих учеников, готов поддержать их в выборе жизненного пути, помочь понять свое призвание. Анализируя описанные в письме события, каждый сможет вдуматься в истинный смысл понятия «призвание», которое тем выше, чем больше наполнено оно стремлением служить окружающим людям.
Прочитайте письмо, пришедшее в одну из газет. Проанализируйте его, опираясь на вопросы.
Учитель. Святое слово. Емкое, несущее огромный смысл. Часто оно относится к человеку, которому ты обязан счастьем ясно и глубоко воспринимать окружающий мир, потребностью делать людям добро и потому чувствовать себя нужным на земле.
Такой Учитель есть в моей жизни. Это – Матвеева Галина Ивановна. Она сыграла в моей судьбе особую роль. Будучи преподавателем истории колледжа Академии искусств, она вот уже 40 лет приходит в класс, чтобы раскрыть ребятам удивительные тайны человека и общества, ответить на их многочисленные вопросы. Строгие даты и непростые события на уроках Галины Ивановны оживают, потому что всё, о чём она рассказывает, проносит через своё сердце. В процессе работы она видит каждого ученика, чувствует его настроение, вглядывается в его глаза. Отвечать Галине Ивановне формально – просто стыдно, ведь в любом вопросе она стремится выявить отношение человека к обсуждаемому вопросу.
Детство Галины Ивановны прошло в далёком казахском ауле, она окончила казахскую школу, чувствует, понимает и любит культуру казахского народа и прививает своим ученикам эту удивительную любовь. А её ученики – будущие художники. Однажды она сказала мне: «Я хочу когда-нибудь услышать в твоих работах музыку казахской степи».
Я долго искал этот приём. Я искал его, пока учился в колледже, потом – когда продолжил образование в академии. И вот пришло время защиты дипломного проекта. По мнению преподавателей, мне удалось придумать интересную композицию, найти верное цветовое решение триптиха. Я пригласил на защиту Галину Ивановну. Когда я представлял свою работу, то вдруг увидел слёзы на глазах моей учительницы. «Ты знаешь, – сказала она через несколько минут после защиты, – я, наконец, услышала эту музыку. Музыку казахской степи… Ты станешь настоящим художником». Это была для меня высшая похвала.
Сейчас я вернулся из армии, женился. С удовольствием занимаюсь любимым творчеством: пишу живописные картины. Я верю в себя. Эту веру подарила мне удивительная женщина, настоящий Учитель – Матвеева Галина Ивановна.
Терекулов Даулет
Почему Галина Ивановна верила в Даулета?
Как удалось Даулету оправдать веру учителя в него?
Что, по вашему, объединяет учителя и ученика?
Благодаря чему героям письма в редакцию удалось реализовать призвание?
Задание
К выполнению этого задания учащиеся подготовлены всем ходом урока. Героями их рассказов могут быть и любимые учителя, и просто знакомые, которые видят в какой-либо деятельности главный смысл своей жизни.
Расскажите о человеке, который нашел свое призвание и стал для вас примером высокого служения своему делу.
Чтение
Предлагаемый для чтения и обсуждения текст поможет учащимся рассмотреть возможность осмысления своего призвания уже сейчас, когда они еще сидят за школьной партой.
Мечта Княжина
По В. Железникову
Когда я вошёл в шестой класс и хотел начать урок физики, Лёвушкин Коля сказал:
– У нас новый ученик.
– Очень хорошо, давай познакомимся. Как тебя зовут? Как твоя фамилия?
– Княжин.
– Тебе нравится физика?
– Очень, – сказал он.
Я начал объяснять новый урок. Каждый раз, когда я писал или рисовал что-нибудь на доске, Лёвушкин смеялся, разговаривал.
– Не мешай слушать, – сказал ему Княжин, который очень внимательно слушал.
Я посмотрел на Лёвушкина. Лицо у него стало красное.
– Княжин, иди к доске и реши задачу.
Он сразу решил задачу и очень хорошо всё объяснил. Мне понравилось, как он отвечал.
Кончился урок, и Лёвушкин закричал:
– Слышали, что сказал Княжин? Удивительно, человек первый день в классе, а ему все мешают. Физику он любит!
– Да, люблю. Без физики в наше время нельзя, – ответил Княжин и вышел из класса.
Через день я спросил ребят, кто хочет заниматься в физическом кружке. Несколько ребят подняли руки; Княжин тоже поднял руку. «Это хорошо», – подумал я. Но потом узнал, что Княжин будет заниматься и в других кружках: и в математическом, и в биологическом, и в спортивном. Только в кружок, в котором ребята поют и танцуют, он не хотел ходить.
На другой день я увидел Княжина и спросил:
– Ты хочешь заниматься сразу во всех кружках? Я думаю, это неправильно. Советую тебе подумать.
– Мне надо, – ответил он.
– Может быть, ты не знаешь, что тебе нравится больше: биология, физика или спорт?
– Нет, я знаю, но это секрет. Я не могу сейчас вам это рассказать.
– Секрет это или не секрет, – сказал я, – но в физический кружок можешь не приходить. Если ты будешь заниматься сразу во всех кружках, то на физику у тебя не останется времени.
– Я должен всё знать, – сказал он. – Я буду космонавтом. Я никому этого не говорил и вам не хотел говорить.
Я посмотрел на него внимательно: глаза у него были голубые и смелые. И я подумал: этот мальчик станет космонавтом.
– Хорошо, приходи в физический кружок.
– Спасибо, – ответил Княжин.
Три месяца занимался Княжин в физическом кружке. А потом вдруг не стал приходить. На уроках он смотрел в окно, не слушал, что я объяснял, и был очень невнимательный. Но уроки он готовил хорошо и задачи по физике решал лучше всех.
– Княжин, почему ты не приходишь в кружок? Времени нет? – спросил я.
Он поднял на меня глаза. А Лёвушкин (он стал дружить с Княжиным) сказал мне вчера:
– У Юры что-то случилось, но рассказать не могу, это секрет.
Вечером я пошёл в книжный магазин. Стою и смотрю книги, вдруг слышу голос Княжина:
– Есть что-нибудь новое?
– Мальчик, не может быть каждый день что-нибудь новое. Приходи через два-три дня.
Я посмотрел на Княжина и не сразу узнал его, потому что он был в очках.
– А, Юра, – сказал я, – рад тебя видеть.
Он снял очки, посмотрел на меня и сказал:
– Видите, у меня теперь очки, а я мечтал стать космонавтом. Теперь космические корабли мне не водить.
Так вот что случилось! Вот о чём он думает всё время, почему он такой невесёлый и невнимательный! Он мечтал летать к звёздам…
– Но к звёздам можно летать и в очках, Юра. Будешь на космическом корабле инженером или врачом.
Глаза у него стали весёлыми.
– Правильно! Как же я сам об этом не подумал?
Он был такой счастливый!
И я подумал: «Хорошо, что Юра умеет мечтать. Его жизнь будет интересной».
К чему стремился Юра Княжин?
Что он делал для того, чтобы исполнилась его мечта?
Можно ли сказать, что Княжин почувствовал своё призвание?
Согласны ли вы с мнением учителя?
Задание
Учащиеся выполняют задание 3 в тетради, которое можно назвать «Интервью с самим собой». Работа над упражнением также поможет учащимся осмыслить тему.
Задание 3
Задайте себе предлагаемые вопросы и запишите ответы на них.
В каком возрасте человек стремится понять смысл своей жизни?
Что помогает человеку найти свое призвание?
Как вы думаете, в чем заключается предназначение человека?
Расскажите о самом интересном событии в вашей жизни и о том, как оно повлияло на вашу судьбу.
Резюме
Информация в рубрике «Обращаем внимание» может служить обобщением по всей теме. Учителю следует отметить, что найти свое призвание можно только через глубокое познание себя и окружающего мира.
Среди множества дел, которые существуют на земле, каждый может найти своё. Важно, чтобы оно служило высшему назначению человека – нести любовь, творить добро!
Домашнее задание
Учитель предлагает учащимся выполнить задание 4 в тетради, которое составлено с целью дать учащимся возможность осмыслить важность определения каждым своего призвания, чтобы быть полезным людям и испытывать удовлетворение от своего дела, на примере личности, которую ученики выбирают сами.
Расскажите о человеке, который стал для вас примером высокого служения своему делу, например, об учителе, родителях, друге, известной личности.
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель приглашает всех встать в круг и исполнить пеню «Прекрасное далеко» под фонограмму.
Прекрасное далёко
Муз. Е. Крылатова
Сл. Ю. Энтина
Слышу голос из прекрасного далека,
Голос утренний в серебряной росе.
Слышу голос, и манящая дорога
Кружит голову, как в детстве карусель.
Припев:
Прекрасное далеко
Не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко,
Жестоко не будь.
От чистого истока,
В прекрасное далеко,
В прекрасное далеко,
Я начинаю путь.
Слышу голос из прекрасного далека,
Он зовет меня в чудесные края.
Слышу голос, голос спрашивает строго:
А сегодня что для завтра сделал я?
Припев.
Я клянусь, что стану чище и добрее,
И в беде не брошу друга никогда.
Слышу голос, и спешу на зов скорее,
По дороге, на которой нет следа.
Припев.