Урок 24. Мышцы, их строение и функции

0
825
литература

Цели урока: раскрыть особенности строения скелетных мышц, их прикрепления к костям, действие мышц-антагонистов и синергистов, дать характеристику основ­ным группам мышц; выяснить функции мышц и-нервной системы при движении человека; развивать умения работать с учебником, решать проблемные вопросы, конструировать ответы.

Оборудование: модель скелета человека, таблица «Мышцы человека», таблица с изображением типов тканей. Демонстрационное оборудование: кусочки разварен­ного мяса.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1

Вставьте в предложения пропущенные слова.

При повреждении и растяжении связок в суставе происходит

костей больше допустимой величины или изменение их обычного направления.

При вывихе в суставе головка одной кости может или выйти из

____ другой.

Перелом – это нарушение_________________ кости.

Переломы бывают открытыми и закрытыми. При открытом переломе происхо­дит повреждение не только________________ , но и_______ и_________ .

Определите, в какой последовательности надо оказать первую доврачебную помощь при вывихе сустава.

Ответ запишите с помощью букв.

А. Доставить пострадавшего к врачу. В. Наложить на поврежденное место

Б. Обездвижить конечность. холод.

Г. Плотно забинтовать сустав.

Определите последовательность действий при оказании первой помощи че­ловеку, у которого сломана локтевая кость. Ответ запишите с помощью букв.

Наложить шину В. Обложить конечность мягким Ma

Отправить пострадавшего к врачу. териалом.

Г. Прибинтовать шину к конечности.

Карточка № 2

Какие отделы позвоночника обозначены на рисунке циф­рами 1-5? Сколько изгибов имеет позвоночник человека? Какое значение они имеют?

Какое значение имеют сращение крестцовых позвонков и массивность костей таза для человека?

Карточка № 3

(Предполагает устный ответ у доски.)

Укажите на скелете несколько суставов, выполняющих различные движения. Что это за суставы, какие движения в них возможны?_____________________

Карточка № 4

(Устный ответ.)

Наложи шину на предплечье своего одноклассника.

Назови правила наложения шины. Как изменились бы твои действия, если бы перелом предплечья был открытым?


(Устный ответ у доски. Актуализация прежних знаний.)

Каковы строение и функции опорно-двигательной (костно-мышечной) системы? В чем заключается единство работы скелета и мышц?

(Любое движение и любая поза поддерживаются мышцами опорой для которых являются кости. Человек падает, если мышцы прекращают свою работу. Защитную


функцию скелета можно рассматривать только в единстве с мышечной системой. Многие мышцы, окружая полости тела, защищают внутренние органы.)

Опережающее задание остальным учащимся по теме «Мышцы». Составить синк- вейн к слову Мышцы, используя предыдущие знания.

III. Изучение новой темы

После ответа по карточке № 8 учитель объявляет тему урока.

Пример синквейна. Учащиеся записывают синквейны на доске.