Цели урока: раскрыть особенности строения скелетных мышц, их прикрепления к костям, действие мышц-антагонистов и синергистов, дать характеристику основным группам мышц; выяснить функции мышц и-нервной системы при движении человека; развивать умения работать с учебником, решать проблемные вопросы, конструировать ответы.
Оборудование: модель скелета человека, таблица «Мышцы человека», таблица с изображением типов тканей. Демонстрационное оборудование: кусочки разваренного мяса.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка № 1
Вставьте в предложения пропущенные слова.
При повреждении и растяжении связок в суставе происходит
костей больше допустимой величины или изменение их обычного направления.
При вывихе в суставе головка одной кости может или выйти из
____ другой.
Перелом – это нарушение_________________ кости.
Переломы бывают открытыми и закрытыми. При открытом переломе происходит повреждение не только________________ , но и_______ и_________ .
Определите, в какой последовательности надо оказать первую доврачебную помощь при вывихе сустава.
Ответ запишите с помощью букв.
А. Доставить пострадавшего к врачу. В. Наложить на поврежденное место
Б. Обездвижить конечность. холод.
Г. Плотно забинтовать сустав.
Определите последовательность действий при оказании первой помощи человеку, у которого сломана локтевая кость. Ответ запишите с помощью букв.
Наложить шину В. Обложить конечность мягким Ma–
Отправить пострадавшего к врачу. териалом.
Г. Прибинтовать шину к конечности.
Карточка № 2
Какие отделы позвоночника обозначены на рисунке цифрами 1-5? Сколько изгибов имеет позвоночник человека? Какое значение они имеют?
Какое значение имеют сращение крестцовых позвонков и массивность костей таза для человека?
Карточка № 3
(Предполагает устный ответ у доски.)
Укажите на скелете несколько суставов, выполняющих различные движения. Что это за суставы, какие движения в них возможны?_____________________
Карточка № 4
(Устный ответ.)
Наложи шину на предплечье своего одноклассника.
Назови правила наложения шины. Как изменились бы твои действия, если бы перелом предплечья был открытым?
(Устный ответ у доски. Актуализация прежних знаний.)
Каковы строение и функции опорно-двигательной (костно-мышечной) системы? В чем заключается единство работы скелета и мышц?
(Любое движение и любая поза поддерживаются мышцами опорой для которых являются кости. Человек падает, если мышцы прекращают свою работу. Защитную
функцию скелета можно рассматривать только в единстве с мышечной системой. Многие мышцы, окружая полости тела, защищают внутренние органы.)
Опережающее задание остальным учащимся по теме «Мышцы». Составить синк- вейн к слову Мышцы, используя предыдущие знания.
III. Изучение новой темы
После ответа по карточке № 8 учитель объявляет тему урока.
Пример синквейна. Учащиеся записывают синквейны на доске.