Урок 23. Внутреннее строение рыб.Тема урока: Особенности строения систем внутренних органов рыбы в связи с их функциями.

0
1118
литература

Цели урока: Раскрыть особенности строения систем внутренних органов тела рыбы в связи с жизнью в воде и их функциональное значение; продол­жить формирование умений работать с рисунками и текстом учебника, распо­знавать органы и системы органов рыб на препаратах, таблицах, рисунках.

Оборудование: Таблица «Тип Хордовые. Класс Рыбы. Речной окунь», рель­ефная таблица «Внутреннее строение рыбы», влажный препарат «Внутреннее строение рыбы», диафильм «Класс Рыбы. Строение, размножение, развитие».

Ход урока

Организационный момент

Интеллектуальная разминка

Набираются 2 команды по 4 человека.

Кто больше? (за каждый правильный ответ — 1 балл)

Вопросы команде 1 (время для ответов — 1 минута).

Ответная реакция организма на раздражитель, происходящая при уча­стии нервной системы.

Чем прикрыты жабры рыб снаружи?

Рыбы, обитающие в разные периоды жизни, то в морях, то в реках.

Скелет туловища.

Какие плавники связаны с поясами конечностей?

Какую функцию выполняют жаберные дуги?

Имеются ли у рыб веки?

Бесчерепное животное, у которого хорда сохраняется в течение всей жизни.

Чем, кроме чешуи, покрыто тело рыбы?

Соединяются ли ребра между собой внизу?

Отдел головного мозга, постепенно переходящий в спинной мозг. Вопросы команде 2.

Форма тела рыбы.

Мешочки с чувствительными клетками, в которые ведут ноздри.

Окончание хвоста.

Длинный белый шнур, проходящий в канале, образованном отвер­стиями верхних дуг позвонков.

Скелет непарных плавников.

Чем выделяется слизь, покрывающая снаружи чешую?

Органы, при помощи которых рыбы различают близкорасположенные предметы.

Часть черепа, вмещающая головной мозг.

На какие две группы делятся плавники рыбы?

Орган чувств, позволяющий рыбе ощущать направление и силу тока воды.

Какие кости прикрепляются к поперечным отросткам туловищных по­звонков?

Кто быстрее?

Напишите названия отделов головного мозга рыб.

Напишите названия плавников рыб.

Назовите отделы черепа рыб.

Побеждает команда, быстрее и правильнее выполнившая задание. Правильный и быстрый ответ — 5 баллов. Проигравшая команда получа­ет столько баллов, сколько правильных слов будет написано.

Семь бед — один ответ.

Учитель предлагает слово, а учащиеся — 7 объяснений (пояснений) этого термина (можно назвать только отдельные слова).

Команда 1. Позвоночник.

Команда 2. Плавники.

В это время остальные учащиеся работают с карточками-заданиями инди­видуально или являются свидетелями игры.

Выполни тест.

Количество отделов головного мозга рыб равно:

а) 4 6)3; в) 5; г) 6.

Какие отделы нервной системы образуют ее центральную часть?

а) головной и спинной мозг;

б) средний и продолговатый мозг;

в) передний мозг и мозжечок.

К безусловным рефлексам относятся:

а) сбор рыб у кормушки при зажигании лампочки;

б) реакция на вкус пищи;

в) сбор рыб у кормушки при постукивании по стенкам аквариума.

Спинномозговой канал образован:

а) верхними дугами позвонков;

б) нижними дугами позвонков;

в) телами позвонков.

Соединение скелета головы со скелетом туловища у рыб:

а) подвижное; . б) полуподвижное; в) неподвижное.

Ответь на вопросы.

Мышцы рыбы разделены на сегменты. Что дает такое расположение мышц? Укажите наиболее подвижные отделы туловища рыб.

Перечислите основные отделы скелета рыбы.

Назовите подвижные части тела рыб.

Почему рыба может свободно изгибать свое тело?

Чем туловищные позвонки отличаются от хвостовых?

Что такое рефлекс и из каких последовательных этапов он состоит?

Нарисуйте схему любого безусловного рефлекса и назовите его этапы.

Во время кормления рыб к стеклу аквариума прикладывали кисть руки, а после корм­ления отнимали. Через некоторое время рыбы стали подплывать, как только прикла­дывалась рука без корма. Объясните результат опыта.