Изучение нового материала
Беседа о существовании систем внутренних органов и их значении. Учитель показывает на таблице расположение внутренних органов рыбы. На следующем этапе урока организуется лабораторная работа. Каждая группа учащихся из 2-4 человек получает один влажный препарат. В зависимости от подготовки учащихся работа проводится либо фронтально, либо с большей самостоятельностью учащихся. Помимо влажного препарата, на уроке используются таблицы, текст и рисунки учебника. Лабораторная работа проводится с целью выяснения расположения систем внутренних органов в полости тела рыбы и ознакомления с их строением по инструктивной карте
Лабораторная работа 6.
Изучение расположения внутренних органов рыб на влажном препарате
Инструктивная карта
На рисунке 175 учебника найдите пищеварительную систему и определите, какие органы ее составляют.
На влажном препарате рассмотрите расположение желудка, печени, кишечника и анального отверстия.
Выясните, где располагается сердце рыбы. Каковы его форма и величина? Найдите сосуды, отходящие от сердца.
Прочитайте в учебнике текст о плавательном пузыре, рассмотрите этот орган на рисунке 174, а затем на влажном препарате. Какова его форма? Где он располагается?
Найдите органы выделительной системы. Главные органы системы — почки, расположенные под позвоночником и плотно прилипающие к верхней стенке брюшной полости. Какова их форма?
Рассмотрите вскрытую черепную коробку рыбы. Найдите и при помощи рисунка 173 учебника определите, какие отделы мозга видны на препарате.
Используя рисунок 176, рассмотрите особенности строения жабр в связи с их функциями.
Перечислите системы внутренних органов и их значение.