Урок 23 Тема: Терпение и настойчивость

0
655

Цели урока:

– ознакомление учащихся с ценностями «настойчивость» и «терпение»;

– привитие детям понимания, что терпение и настойчивость являются важными качествами человека, характеризующими силу его духа и волю;

– формирование у ребенка умения быть терпеливым и настойчивым.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, практическая работа, работа с книгой.

Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя Помощница», лист белой бумаги для каждого ребенка, мяч.

Ход урока

1. Круг радости

Ø Добрый день, мои друзья! Я искренне рада встрече с вами. Давайте сегодня попробуем поздороваться друг с другом как-нибудь особенно, необычно. (Учитель предлагает первой пятерке ребят сказать слово «Здравствуйте!» громко, второй – пропеть, третьей сказать шепотом, четвертой – прокричать).

2. Поговорим

Ø Сядьте поудобнее на свои места, сосредоточьтесь. Сейчас я расскажу вам о поступках человека, а вы поразмышляйте и расскажите, какими качествами обладает этот человек.

1. Не жалуется, когда задают трудные домашние задания.

2. На уроке не вскакивает, а поднимает руку, чтобы ответить учителю.

3. Не раздражается и не выходит из себя, когда происходит что-то, что ему не нравится.

4. Спокойно относится к мнению, взглядам и поведению другого человека.

5. Он всегда доводит дело до конца, сохраняя при этом спокойствие.

6. Проявляет упорство в достижении чего-либо.

7. Никогда не прекращает начатое дело и старается довести это дело до конца.

8. При выполнении задания не зависит от своего настроения.

Ø Да, ребята, вы правы. Этот человек обладает таким достоинством, как терпение и настойчивость.

¨ Поразмышляйте, что такое «терпение»?

¨ А вам знакомо слово «настойчивость»? Как вы его понимаете? (Ответы детей).

3. Обратимся к учебнику

Ø «Азбука Самопознания» помогает детям понять и принять эти духовные ценности. Откройте страничку учебника. Прочитайте внимательно ее разъяснения. Запомните.

Ø Терпение – это способность человека терпеть и выполнить любое дело, мужественно перенося боль, страдание, нежелание, неудобства.

Ø Настойчивость – это ценное качество человека, характеризующее его как упорного и твёрдого в достижении поставленной цели.

4. Чтение произведения. Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди»

В одной далекой стране жил король. Было у него одиннадцать сыновей и одна дочь, Элиза. Но вот король снова женился. Злая мачеха, которая была к тому же колдуньей, сразу невзлюбила детей короля.

– Убирайтесь-ка подобру-поздорову на все четыре стороны! – сказала злая королева. – Обернитесь большими немыми птицами и улетайте прочь! Позаботьтесь о себе сами!

Одиннадцать братьев превратились в прекрасных диких лебедей и улетели неизвестно куда.

Элиза очень тосковала по братьям и решила отыскать их. Долго бродила она по полям и лесам.

В лесу Элиза встретила старушку с корзинкой ягод; старушка дала девушке горсточку ягод, а Элиза спросила ее, не проезжали ли тут, по лесу, одиннадцать принцев.

– Нет, – сказала старушка, – но вчера я видела здесь на реке одиннадцать лебедей в золотых коронах.

Элиза простилась со старушкой и пошла к устью реки, впадавшей в море.

И вот перед молодой девушкой открылось чудное безбрежное море. Она посмотрела на бесчисленные валуны, выброшенные на берег морем, – вода отшлифовала их так, что они стали совсем гладкими и круглыми. Все предметы, которые выбрасывало море, будь они из стекла, из железа или из камня – тоже носили следы этой шлифовки, а между тем вода была мягче нежных рук Элизы, и девушка подумала: «Волны неустанно катятся одна за другой. И в конце концов шлифуют самые твердые вещи. Буду же и я трудиться неустанно! Спасибо вам за науку светлые, быстрые волны! Сердце говорит мне, что когда-нибудь вы отнесете меня к моим милым братьям!»

Когда солнце близилось к закату, Элиза увидела вереницу диких лебедей в золотых коронах, летевших к берегу. В ту же самую минуту, как солнце скрылось над водой, с лебедей вдруг спало оперение, и на берегу очутились одиннадцать красавцев – принцев. Элиза сразу же узнала в них своих братьев и с радостью бросилась к ним. И они были счастливы увидеть свою сестру, которая стала настоящей красавицей. Но братьям надо было лететь в другую страну, где они теперь жили. Девушка стала умолять их взять ее с собой. «Нет, надо лететь над морем целых два дня, а на пути только один остров, на котором можно передохнуть. У нас не хватит сил нести тебя», – отвечали братья. Но Элиза их так упрашивала, что те, наконец, согласились и сплели большую прочную сеть для нее.

Долго-долго летели они над морем, пока не увидели островок, где и заночевали. Той ночью Элизе приснился чудесный сон. Ей явилась фея и сказала:

– Твоих братьев можно спасти. Но хватит ли у тебя мужества и стойкости? Вода мягче твоих нежных рук и все-таки шлифует камни, но она не ощущает боли, которую будут ощущать твои пальцы, у воды нет сердца, которое бы стало изнывать от страха и муки, как твоё. Видишь, у меня в руках крапива? Такая крапива, что растет здесь возле пещеры, и только она, да еще та крапива, что растет на кладбищах, может тебе пригодиться, заметь же ее! Ты нарвешь этой крапивы, хотя твои руки покроются волдырями от ожогов, потом разомнешь ее ногами, сплетёшь из полученного волокна крепкие нити, а затем из них – одиннадцать рубашек-панцирей с длинными рукавами и набросишь их на лебедей, тогда колдовство исчезнет. Но помни, что с той минуты, как ты начнешь свою работу, и до тех пор, пока не окончишь ее, хотя бы она длилась целые годы, ты не должна говорить ни слова. Первое же слово, которое сорвется у тебя с языка, поразит твоих братьев, как кинжалом. Их жизнь и смерть будут в твоих руках!

На другой день лебеди добрались до своего жилища. Это была большая пещера.

Вокруг пещеры росло много крапивы, и на рассвете, как только братья улетели, Элиза принялась за работу. Своими нежными руками рвала она жгучую крапиву, и руки ее покрывались крупными волдырями, но она с радостью переносила боль: только бы удалось ей спасти милых братьев. Потом она размяла крапиву голыми ногами и стала сучить зеленое волокно, затем плела из него рубашки. Вернувшись братья стали расспрашивать ее о странном занятии, но девушка молчала, точно онемела. Так велико было ее желание освободить братьев от заклятия.

Как-то раз Элизу увидел молодой король и влюбился в нее. Он попытался заговорить с ней, но девушка не проронила ни слова. К ороль привез ее в свой замок, и она стала его женой. Видя ее печаль, он велел доставить в замок крапиву и сплетенные ею рубашки. И Элиза тотчас принялась за работу. Но советнику короля это показалось очень подозрительным. Он был уверен, что жена короля – колдунья.

Скоро крапива кончилась, и Элизе пришлось рвать ее ночью на кладбище. Тогда советник подговорил короля выследить девушку и обвинил ее в колдовстве.

Элизу бросили в темницу. Но она упорно молчала и продолжала плести рубашки для своих братьев.

Рано утром, когда девушку везли на казнь, к повозке вдруг слетелись одиннадцать белых лебедей. Элиза как раз закончила последнюю рубашку и быстро накинула их одну за другой на лебедей. И в тот же миг они превратились в прекрасных принцев. Братья обо всем рассказали королю. Тот бросился к Элизе и стал умолять простить его.

А потом братья девушки поспешили к своему отцу-королю. Он обрадовался им и, узнав правду, прогнал злую колдунью-мачеху.

¨ Поразмышляйте, о чем эта сказка?

¨ Какие чувства и настроения вызывает она у вас?

¨ Расскажите о чувствах Элизы к братьям?

¨ Какое качество характера помогло девушке спасти братьев?

¨ Можно ли утверждать, что Элиза терпеливая и настойчивая девушка? Если да, то подтвердите текстом.

¨ Пофилософствуйте, как и в чем проявляется терпение и настойчивость человека?

¨ А в вашей жизни, дети?

¨ Как вы думаете, вам необходимы такие духовные ценности, как терпение и настойчивость?

¨ Как, по-вашему, все ли из вас обладают этими качествами?

¨ Подумайте, может ли человек выработать в себе эти качества? Как? Каким образом? (Ответы детей).

5. Творим в тетради

Ø Наша «помощница» приготовила для вас очень интересное задание, при выполнении которого вам пригодятся и терпение, и настойчивость. Откройте ее страничку (Задание 1). (Дети выполняют задание).

6. Разминочка. Игра «Мой друг…»

Ø Молодцы! А сейчас наступило время разминки. Я приглашаю вас поиграть в игру, которая называется «Мой друг». А играть мы будем так. Я будут кидать мячик каждому из вас и буду спрашивать: «Что не сделает твой друг…», – а вы, дети, будете возвращать мне мяч и скажете, как не поступят с вами ваши друзья, не обидят, не будут обманывать, не будут толкаться и т.д. Ведь друзья очень бережно должны относиться друг к другу. Итак, начинаем!

Поскорее встанем в круг,

И расскажем, кто наш друг!

Ø Марат, что не сделает твой друг? (Учитель бросает мячик по кругу, обращаясь по очереди ко всем присутствующим детям).

Ответы детей:

– друг меня не обидит;

– друг не будет со мной драться;

– друг не будет меня дразнить;

– друг не будет мне мешать;

– друг не будет прятать от меня игрушки;

– друг не бросит меня в беде. И т.д.

7. Обратимся к учебнику

Ø В «Азбуке Самопознания» есть рассказ, дети, о братьях наших меньших. Прежде чем мы начнем его читать, мне бы хотелось особо подчеркнуть, что всем детям Матушки-Природы присущи терпение и настойчивость. Об этом рассказ. Прочитаем его.

Наверняка всякий слышал про то, как ёж на колючках таскает листья. Говорено про это много.

Ловко так в рассказах-то получается: повалялся ёж, наколол листву и стащил в нору. С плеч скинул, и всё тут.

А на деле – другое. Не так просто.

Встретил я ежа, когда ходил за опятами.

Семенит ёж по тропинке, несёт три листочка: два с боков, один – на загорбке. Ему эта ноша нипочём, не чувствует, наверное. Вдесятеро больше бы унёс. Но ведь иголки-то частые, плотные, листья на них плохо накалываются. Всё равно как нам гребнем бумагу протыкать. Неспособно. Вот и приходится к норе трусить почти порожняком.

Потихоньку, чтоб не спугнуть, пошёл я позади.

Старая сосна-выворотень, под ней – ямка. Ежиный дом. Остановился ёж. Надо теперь листья снять, запихать в нору.

А как снимешь листья? Лапой не ухватишь. Зубами – и думать нечего. И не стряхнёшь – крепко сидят. Вот положенье-то!

Стал ёж об корень тереться, сдирать листья. С боков-то содрал, хоть и разлохматил, а вот с загорбка – никак. Пыхтит от усердия, задними лапами поддаёт, а лист не слезает, да и баста!

Долго старался. Умаялся, а лист так и не снял. Постоял, сказал: «Туфф, туфф!» – это, наверное, вроде нашего «ох, ох», – отправился назад по тропинке.

Как скрылся он из глаз, я в низинку сбегал, принёс листьев, сунул в нору.

– На тебе, не мучайся!

Нельзя было не помочь. Такая тяжёлая работа у ежа!

¨ Поразмышляйте, почему труд ежика тяжкий?

¨ Какой ценный урок преподносит ежик человеку? (Ответы детей).

8. Домашнее задание

Ø В «Азбуке Самопознания» внимательно прочитайте произведение В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Ознакомьтесь с Заданием 1 и выполните его. Найдите сравнения в текстах, которые помогают увидеть в одной из девочек такие важные качества, как терпение и настойчивость. Думайте, гадай, читайте, рассуждайте, что в этом произведении есть поучительного, ценного?

Ø В тетради выполните Задание 2.

9. Круг «От сердца к сердцу»

Ø Давайте встанем в круг. Возьмемся за руки и споем задорную песню, которая называется «Песня о веселом ветре».

А ну-ка песню нам пропой,

Веселый ветер, веселый ветер, веселый ветер!

Моря и горы ты обшарил все на свете.

И все на свете песенки слыхал.

Спой нам ветер, про дикие горы,

Про глубокие тайны морей,

Про птичьи разговоры,

Про синие просторы,

Про смелых и больших людей!

Кто привык за победу бороться

С нами вместе пускай запоют!

Кто весел – тот смеется,

Кто хочет – тот добьется,

Кто ищет – тот всегда найдет!

Самопознание, поурочные планы для 3 класса