Урок 23 Тема: «Отзывчивость и чуткость»

0
868
информатика


Чуткость, как солнце и луна, весь мир освещает.

Казахская народная пословица

Цель: расширять понятие об отзывчивости, чуткости как ценностях.

Задачи:

– раскрывать необходимость отзывчивого и чуткого отношения людей друг к другу;

– развивать способности анализировать и оценивать различные ситуации;

– воспитывать отзывчивость, чуткость, доброту.

Ресурсы : аудиозапись музыки для проведения упражнения «Наедине с собой».

Круг радости

– Сегодняшний круг радости мы начнем с того, что поздороваемся башмачками. Начнем с меня (слегка носок туфли учителя касается башмачка ребенка, затем он говорит: «Здравствуй!». Этот ритуал приветствия идет по кругу).

– Как здорово, что «наступалочки» могут быть такими приятными.

Наедине с собой

–Сейчас я приглашаю вас совершить путешествие на прекрасный остров Чуткости и Отзывчивости. Кто хочет, может закрыть глаза.

(Звучит музыка, на ее фоне тихий, спокойный голос учителя).

– Ярко светит солнышко. За бортом корабля ласково плещутся изумрудные волны океана. Мы подплываем к острову, ступаем на его берег. В воздухе разлит аромат цветов, звонко щебечут птицы. Нас встречают жители острова. Их добрые улыбки, приветливые взгляды располагают к доверию. Они приглашают нас на прогулку по своему удивительному острову…

(Продолжает звучать музыка. В течение 2-3 минут учитель предоставляет детям возможность пофантазировать).

– Мы прощаемся с жителями острова Чуткости и Отзывчивости. Запомните свои чувства и ощущения. Мы неспеша возвращаемся в класс, медленно открываем глаза, потягиваемся…

Учитель просит рассказать детей, какими они увидели остров и его жителей. Что они узнали о жителях чудо – острова.

– Понравилось ли вам на этом острове? Почему?

Обобщая рассказы и ответы детей, учитель подводит к выводу, что чуткость и отзывчивость – прекрасные качества человека. Отзывчивые и чуткие люди умеют дружить, никогда не ссорятся, всегда готовы прийти на помощь.

Рассказ учителя

(Изложение содержания русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»).

Однажды петушок нашел большое бобовое зернышко. Проглотил – да и подавился. Упал и не дышит. Подбежала к нему курочка:

– Что с тобой, Петя?

– Ой, – стонет Петушок, – бобовым зернышком подавился. Надо масло достать, горло смазать.

Побежала курочка к корове.

– Петушок лежит и не дышит: бобовым зернышком подавился. Дай, пожалуйста, маслица.

– Хорошо, – говорит корова. – Но сходи сперва к косарям, попроси сена.

Курочка побежала к косарям. Те сказали ей, чтобы она попросила у пекаря пирогов. Побежала курочка к пекарю. Тот сказал, чтобы она принесла дров из лесу. Курочка принесла дрова. Пекарь испек косарям пироги. Косари съели пироги и накосили сена. Принесла курочка сено корове, та дала масла. Петушок смазал горлышко маслом, проглотил бобовое зернышко и на весь двор весело запел: «Ку-ка-ре-ку». Тут и сказке конец.

Подумайте, кто действительно чуткий в сказке «Петушок и бобовое зернышко», а кто – нет?

Какими должны быть отзывчивость и чуткость?

(Ответы детей).

Обобщая ответы детей, учитель обращает внимание на то, что истинная чуткость и отзывчивость всегда бескорыстны. Проявление чуткости и отзывчивости наполняют наши сердца любовью, нежностью, добротой. Мы учимся смотреть в свое сердце, и оно подсказывает нам, кто сейчас нуждается в нашем внимании.

Акция «Чуткое сердце»

Учитель предлагает ребятам провести акцию «Чуткое сердце», изготовив оригами «Птица счастья» (задание 1.в тетради.). Подарок может быть адресован болеющему однокласснику, односельчанину, детям из домов интернатов, жителям домов престарелых и т. д.

Цитата урока

– Прочтите, пожалуйста, казахскую народную пословицу: «Чуткость, как солнце и луна, весь мир освещает».

– Как вы понимаете эту пословицу?

Обобщение

– Приятно, когда с вами рядом чуткий и отзывчивый человек. Ведь именно чуткие люди протягивают руку помощи в трудную минуту, умеют сочувствовать и сопереживать. Каждому человеку важно воспитывать в себе это качество. Чем больше вокруг чутких людей, тем уверенней чувствует себя человек, потому что знает: в трудную минуту всегда найдутся люди, готовые оказать помощь и поддержку.

Круг от сердца к сердцу

Учитель приглашает детей в круг и предлагает проговорить вместе слова:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Спешить на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

Дополнительный материал к уроку

Игра «На празднике мудрого короля»

Это было очень давно. Одним прекрасным государством правил мудрый король. А в соседних королевствах жили эльфы и тролли. И пригласил король как-то на пир троллей. Столы ломились от самых вкусных блюд. Есть можно было сколько хочешь, но с одним условием – руки сгибать нельзя. И как ни старались тролли откусить хоть кусочек, у них ничего не получалось. Голодные и обиженные, они ушли.

В следующий раз король пригласил на такой же пир эльфов.

Они были чуткими, отзывчивыми и поэтому смогли выполнить условие короля.

– Давайте и мы попробуем выполнить это условие.

Ведущий раздает каждому по кусочку яблока, если есть возможность вымыть руки перед «пиром». Если такой возможности нет, то – конфету на палочке. Эта игра всегда вызывает большое оживление. Секрет заключается в том, что кормить нужно друг друга. Дайте время детям догадаться, как это сделать. Иногда получалось, что образовывались не «пары», а «тройки» кормящих друг друга детей.

После проведения этой игры требовалось время, чтобы дети закончили есть перед тем, как ведущий сможет спросить:

Почему эльфы смогли выполнить условие короля, а тролли – нет?

Какие чувства вы испытывали, когда кого-то «кормили» и когда «кормили» вас? (Это будет важным для рефлексии.)

Обобщение

Обобщая, учитель задает вопросы:

– Какое качество характера помогло героям этих сказок? (Доброта, чуткость, отзывчивость).

– Нужно ли ожидать награды и благодарности за проявленную доброту и чуткость?

– Какими должны быть отзывчивость и чуткость? (Бескорыстными)

Самопознание, поурочные планы для 2 класса