Цели урока: сформировать представление об океанах как крупных природных комплексах; познакомить с особенностями природы каждого из океанов, раскрыть современные виды деятельности людей в каждом из океанов, меры охраны их природы; совершенствовать умения устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнения, извлекать знания из различных источников географической информации.
Средства обучения: глобус, карта океанов, портреты мореплавателей, учебные картины, экранные пособия, натуралии (образцы кораллов и др.).
Основные представления и понятия: географическое положение океана, элементы рельефа океанического дна, срединно-океанический хребет, желоб, водная масса, типы водных масс, система поверхностных течений, аквальный природный комплекс, широтная зональность и высотная (глубинная) поясность.
Номенклатура: основные объекты береговой линии, острова, течения, порты океанов.
Межпредметные связи: первое кругосветное плавание (история)
План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)
1. Океаны как крупные природные комплексы Земли
Беседа. Актуализация знаний и умений учащихся: сколько океанов на Земле? справедливо ли выделение пятого Южного океана?
Сообщения учащихся. о важнейших событиях в истории географических открытий в Тихом и Индийском океанах.
2. Основные черты природы Тихого океана
Практическая работа. Выявление особенностей географического положения океана по глобусу и карте океанов. Составление по карте схематического профиля дна океана по экватору или одному из тропиков.
Беседа. Особенности компонентов природы океана: сложное строение рельефа дна, проявление широтной зональности в климате, разнообразие водных масс, схема поверхностных течений, богатство органической жизни.
3. Природа Индийского океана
Рассказ учителя и работа с учебником (§ 22, стр. 87-88). Анализ текста.
Задание. На основе анализа текста учебника и карт атласа составить сравнительную характеристику природы Индийского и Тихого океанов по плану (см. Приложение учебника)
Беседа. Как каждый из изучаемых океанов взаимодействует с сушей? Как это взаимодействие отражается на природе суши и океана?
4. Виды хозяйственной деятельности в океанах
Беседа. Актуализация личного опыта и знаний учащихся: как называются виды деятельности людей в океане? какие из этих видов наиболее развиты в Тихом, какие – в Индийском океане? почему?
Рассказ учителя. Загрязнение вод океанов, истощение некоторых видов биологических богатств; меры по восстановлению и охране природы океанов.
Практическая работа. Создание на контурной карте картографической модели, отражающей главные черты природы каждого океана, природные ресурсы, виды хозяйственной деятельности и районы загрязнения вод.
Закрепление изученного.
Сравните географическое положение Тихого и Индийского океана, сделайте вывод.
Природа какого из двух океанов наиболее разнообразны? Почему?
В каком из океанов хорошо проявляется широтная зональность? Приведите примеры.
Каковы черта сходства и различия в поверхностных течениях двух океанов?
Покажите крупные порты в каждом из океанов. Где их больше? Почему?
Какие акватории каждого из океанов особенно загрязнены? Почему?
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку