Урок 23. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

0
547
компьютер

Урок 23. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

Цели: углубить представление о причастном обороте; развивать навыки выделения причастных оборотов в тексте, пунктуационные навыки.

Методические приемы: обсуждение сочинений-описаний, объ­ яснения учителя; выразительное чтение; наблюдения над текстом, словарная работа, конструирование предложений.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

Чтение и обсуждение нескольких сочинений – описаний ок­ рестностей местности.

Проверка усвоения материала.

Расскажите, что вы знаете о причастном обороте (связное сообщение).

В каких случаях причастный оборот не выделяется запятыми?

Приведите примеры предложений с причастными оборотами, стоящими до и после определяемого слова.

II . Закрепление темы «Причастный оборот»

1 . Контрольное списывание.

На одной стороне доски помещен текст с пропусками. Необ­ ходимо вставить пропущенные буквы и знаки препинания. После выполнения открывается вторая половина доски, на которой поме­ щен текст без пропусков. Ученики сверяют написанное со своими записями, устно поясняют выбор орфограмм и пунктограмм.

Прочитаем текст выразительно, интонацией подчеркивая нали­ чие или отсутствие выделения причастного оборота.

В газетах по… вилось сообщение об открыты…. зап… тентова(н, нн)ом одним изро(с, сс)ийскихуч…ных. При создани… (сверхтон­ ко… слоя из микроск…пических коллоидных золотых ч…стиц на­ ходящийся за ним предмет ст…новит…ся (не, ни)вид…мым для наблюдателя. (Не, ни)ужел… (шапка)(не, ни)’в…димка и волшебный плащ… Гарри Поттера станут яв…ю?

(В газетах появилось сообщение об открытии, запатентован­ ном одним из российских ученых. При создании сверхтонкого слоя из микроскопических коллоидных золотых частиц находящийся за ним предмет становится невидимым для наблюдателя. Неуже­ли шапка-невидимка и волшебный плащ Гарри Поттера станут явью?)

2. Выполнение упражнений.

Упражнение 72: устный разбор, письменное выполнение.

Упражнение 75: выявление речевых ошибок, запись исправлен­ ных предложений, чтение с соответствующей интонацией.

(Росшие у ручья незабудки зацвели. Показавшееся из-за туч солнце ярко осветило лес и поляну. Появившиеся на деревьях почки I говорили о наступавшей весне.

На пристани толпились пассажиры, ожидающие посадки на катер. Молчаливо стоят березы и клены, одетые листвой. Широко разливаются реки, наполняемые талой водой.)

Упражнение 74: комментированное письмо. III . Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамках (с. 34), в словарики. При­ думать с этими словами предложения, включающие причастные обороты.

Обратим внимание учеников на возможность двоякого произ­ ношения слова береста, на преимущественный выбор берёста, из берёсты.

Пакет, берёста, из берёсты, береста.

Домашнее задание 1- § 12. 2. Упражнение 73.