Урок 23. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
Цели: углубить представление о причастном обороте; развивать навыки выделения причастных оборотов в тексте, пунктуационные навыки.
Методические приемы: обсуждение сочинений-описаний, объ яснения учителя; выразительное чтение; наблюдения над текстом, словарная работа, конструирование предложений.
Ход урока
I . Проверка домашнего задания
Чтение и обсуждение нескольких сочинений – описаний ок рестностей местности.
Проверка усвоения материала.
Расскажите, что вы знаете о причастном обороте (связное сообщение).
В каких случаях причастный оборот не выделяется запятыми?
Приведите примеры предложений с причастными оборотами, стоящими до и после определяемого слова.
II . Закрепление темы «Причастный оборот»
1 . Контрольное списывание.
На одной стороне доски помещен текст с пропусками. Необ ходимо вставить пропущенные буквы и знаки препинания. После выполнения открывается вторая половина доски, на которой поме щен текст без пропусков. Ученики сверяют написанное со своими записями, устно поясняют выбор орфограмм и пунктограмм.
Прочитаем текст выразительно, интонацией подчеркивая нали чие или отсутствие выделения причастного оборота.
В газетах по… вилось сообщение об открыты…. зап… тентова(н, нн)ом одним изро(с, сс)ийскихуч…ных. При создани… (сверхтон ко… слоя из микроск…пических коллоидных золотых ч…стиц на ходящийся за ним предмет ст…новит…ся (не, ни)вид…мым для наблюдателя. (Не, ни)ужел… (шапка)(не, ни)’в…димка и волшебный плащ… Гарри Поттера станут яв…ю?
(В газетах появилось сообщение об открытии, запатентован ном одним из российских ученых. При создании сверхтонкого слоя из микроскопических коллоидных золотых частиц находящийся за ним предмет становится невидимым для наблюдателя. Неужели шапка-невидимка и волшебный плащ Гарри Поттера станут явью?)
2. Выполнение упражнений.
Упражнение 72: устный разбор, письменное выполнение.
Упражнение 75: выявление речевых ошибок, запись исправлен ных предложений, чтение с соответствующей интонацией.
(Росшие у ручья незабудки зацвели. Показавшееся из-за туч солнце ярко осветило лес и поляну. Появившиеся на деревьях почки I говорили о наступавшей весне.
На пристани толпились пассажиры, ожидающие посадки на катер. Молчаливо стоят березы и клены, одетые листвой. Широко разливаются реки, наполняемые талой водой.)
Упражнение 74: комментированное письмо. III . Словарная работа
Записать слова, помещенные в рамках (с. 34), в словарики. При думать с этими словами предложения, включающие причастные обороты.
Обратим внимание учеников на возможность двоякого произ ношения слова береста, на преимущественный выбор берёста, из берёсты.
Пакет, берёста, из берёсты, береста.
Домашнее задание 1- § 12. 2. Упражнение 73.