Урок 23. Право на службе человека

0
242

Цели: рассмотреть роль права в жизни граждан; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мыш­ление в групповой деятельности.

Основные понятия: право, закон, договор, преступление, юри­дическая ответственность.

Оборудование: учебник, дополнительный материал.

План изучения нового материала

1. Что такое право?

2. Юридическая ответственность.

Ход урока

!. Организационный момент

Сегодняшний урок будет посвящен праву, и первый вопрос, на который нам предстоит ответить: «Что такое право?»

«Народ без законов, подобен человеку без принципов» (Захария).

«Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались» (Дж. Локк).

Приведенные высказывания позволяют дать ответ на постав­ленный вопрос.

II. Актуализация знаний

Проверка знаний осуществляется с помощью заданий, с. 110 учебника. Два-три ученика выполняют задание практикума: «Дай­те консультацию человеку, который захотел стать гражданином России, но ему отказали в этом. По каким основаниям это могло быть сделано?»

III. Изучение новой темы

Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются наиболее значимые общественные отношения — экономические, политические, социально-культурные и др.

Право появляется вместе с государством. В первобытном об­ществе отношения между членами рода регулировались обычая­ми, силу и общеобязательность которых обеспечивала система религиозных запретов — табу. Усложнение общественной жиз­ни предопределяло необходимость создания новых организаций общественного управления — государства — и появления нового вида регуляторов общества — права. Право — система взаимосвя­занных норм (правил), которые являются обязательными для всех.

Право выражается в разных источниках, и прежде всего в за­конах. Закон — важнейший юридический документ. Правила, за­писанные в нем, обязательны для исполнения.

IV. Работа с афоризмами, высказываниями, пословицами

Учитель предлагает учащимся интерпретировать следующие высказывания:

«Для того даны законы, чтобы не было так, что кто сильный — все может» (Ф.И. Карпов).

«Закон — не силки, а барьер, чтобы гражданин не поскользнулся и не упал» (Ф.Н. Плевако).

«Всуе законы писать — коли их не исполнять» (русская пословица).

«Нужда свой закон пишет» (русская пословица).

«Законы святы, да исполнители супостаты» (русская пословица).

«Кто закон пишет, тот его и ломает» (русская пословица).

«Закон — что дышло, куда повернешь, туда и вышло» (русская по­словица).

V. Организация групповой работы

Группа 1. Дайте краткое определение понятий «право», «за­кон», «преступление», «юридическая ответственность».

Группа 2. Чем право отличается от других социальных норм?

Группа 3. Зачем государству нужен закон? Приведите примеры законов, действующих в РФ.

Группа 4. Продолжите фразу: «Во все времена преступников наказывали по закону, потому что…».

Группа 5. Прочитайте дополнительный материал: Ю.К. Крас­нов «История государства и права России», подготовьте краткий пересказ.

Группа 6. Прочитайте дополнительный материал: Уголовный кодекс РФ, гл. 4, ст. 20, и выполните задание к нему.

Группа 7. Прочитайте дополнительный материал: Ч. Бекка- рия «О преступлениях и наказаниях», выполните задание к нему.

VI. Подведение итогов урока

Учитель предлагает одному представителю от группы ознако­мить класс с результатами деятельности и подводит итоги груп­повой работы.

Домашнее задание

Прочитать с. 111—116.

Дополнительный материал Проблема построения правового государства в России

Признавая принцип верховенства закона, многие российские мысли­тели не забывали о том, что за каждым законом стоят живые, конкретные люди. Закон не падает с неба, он разрабатывается и принимается людь­ми, имеющими свои интересы, а уже поэтому он небезупречен. Людям свойственно заблуждаться.

Но были в России истинные сторонники теории правового госу­дарства. Основоположником идей правового государства в российской общественной мысли можно считать мыслителя XVI в. Федора Ивано­вича Карпова. Это также Александр Николаевич Радищев, Михаил Ми­хайлович Сперанский, Никита Михайлович Муравьев и другие. Евро­пейские образованные и просвещенные люди, являющиеся носителями гражданского сознания, они были убеждены в том, что верховная власть должна быть ограничена законом, что само государство призвано стоять на страже прав и свобод человека. Великий реформатор начала XIX в. М.М. Сперанский, в частности, подчеркивал: «Законы существуют для пользы и безопасности людей, им подвластных». Однако подобные взгля­ды разделялись в России не многими. Даже такой образованный человек, как Николай Михайлович Карамзин писал, что россиянам не нужны формализованные законы и конституции. Наш закон — живой, и во­площением его является отеческая воля царя. В каждом народе, пере­жившем в своей истории века деспотизма и произвола властей, народе, который-то и именовала власть не иначе как «народишко», «людишки», в котором сильны были традиции самоуничижения и иждивенчества; трудно приживаются современные идеи и принципы правового госу- царства. И дело здесь не только в ошибках властей, дело и в нас самих — гражданах, в нашем уровне знаний, нашем восприятии власти, закона, своих прав, обязанностей, свобод. Мы не знаем их — своих прав, не верим в возможность их реализации на практике, не верим в конечном счете в самих себя. Именно в этом и состоит главная проблема строительства правового государства в современной России.

Ю.К. Краснов «История государства и права России»

…Закон предусматривал определенную систему доказательств. Среди них важное место занимали показания свидетелей. Древнерусское право различало две категории свидетелей — видоков и послухов. Видоки — это свидетели в современном смысле слова, очевидцы факта. Послухи — бо­лее сложная категория свидетелей: это лица, слышавшие о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Иногда под послухами понимали и свидетелей доброй славы стороны. Они должны были пока­зать, что ответчик или истец — человек, заслуживающий доверия. Даже ничего не зная о спорном факте, они просто давали характеристику той или иной стороне в процессе. Впрочем, уже Русская правда не всегда выдерживает четкого различия между послухами и видоками. Характерно, что в применении свидетельских показаний появляется элемент форма­лизма. Так, по некоторым гражданским и уголовным делам требовалось определенное число свидетелей (например, два свидетеля заключения договора купли-продажи, два видока оскорбления действием и т. д.).

Афоризмы, высказывания, пословицы…

«Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право» (В. Гюго).

«Закон не может делать людей свободными: сами люди должны де­лать закон свободным» (Г. Торо).

«Все тираны, когда-либо жившие на свете, тоже верили в свободу — в свободу для самих себя» (Э. Хаббард).

«Законы деспота беспощадны» (древнекитайская пословица).

«На коне можно завоевать Китай, но управлять Китаем с коня нель­зя» (древнекитайская пословица).

«Где права сила, там бессильно право» (японская пословица).

«Для господ закон не писан» (японская пословица).

«Горе земле, в которой подчиненные, начальники и суды, а не зако­ны, управляют гражданами и делами! Всякий из них считает себя мудрее в высшей степени, и от сего “у семи нянек дитя без глазу”» (М.И. Куту­зов).

«Легче составить законы, чем исполнять их» (Наполеон Бонапарт).

«Законодательство стремится поставить свободу личности в те грани­цы, в которых она, подчиняясь общим законам, совместима со свободой каждой другой личности» (И. Кант).

«Народ без законов подобен человеку без принципов» (Захария).

«Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались» (Дж. Локк).

«Единственный источник права — общее сознание всего народа, об­щий дух его» (Ф. Лассаль).

«Равенство прав не в том, что все ими воспользуются, а в том, что они всем предоставлены» (Сенека).

«Правительства, ограничивающие свободу слова, потому что оно распространяет истины для него неприятные, поступают подобно детям, которые закрывают глаза, когда не хотят, чтобы их видели» (Л. Берне).

«Преступление нужно тушить скорей, чем пожар» (Гераклит).

«Народ, повинующийся законам, должен быть их творцом: лишь тем, кто вступает в ассоциации, положено определять условия общежития» (Ж.-Ж. Руссо).

«Право первоначально не зависит от закона, а, наоборот, закон зави­сит от права. Закон закрепляет только то, что является правом и по праву, только превращает право в долг для других»(Л. Фейербах).

«Законы обязательны лишь тогда, когда они согласуются со справед­ливостью, тем самым — с вечным законом» (ЛевХПГ).

«Свобода человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живет, вступают в действие принятые законы» (К. Яс­перс).

«Дело революции — война и гражданская война, тогда как дело кон­ституции — победа мира» (Ю. Хабермас).

«Бесполезные законы ослабляют законы необходимые» (Ш. Мон­тескье).

«Хорошие законы порождены дурными нравами» (Тацит).

«Когда множатся законы и указы, растут разбои и грабежи» (Лао-цзы).

«Когда в стране много запретительных законов, народ становится бедным» (Лао-цзы).

«Мягким законам редко подчиняются, суровые — редко приводятся в исполнение (Б. Франклин).

«Где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения, там нет конституции» (Н. Мальбранш).

«Закону, правителю и более мудрому следует повиноваться» (Демо­крит).

«Людям необходимо установить законы и жить по законам, иначе они ничем не буду отличаться от самых диких зверей» (Платон).

«Кто не подчиняется законам, тот лишается их священной защиты; ибо законы должны защищать нас не только от других, но и от самих себя» (Гейне).

«Закон могуч, но власть нужды сильнее» (И. Гете).

«Возможность украсть создает вора» (Ф. Бэкон).

«Величайшее поощрение преступления — безнаказанность» (Ци­церон).

«По лесу и звери

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь