Цели урока: охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждение суставов, костей и растяжение связок; определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи; научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы; формировать умения логически мыслить, придумывать и задавать вопросы Оборудование: модель скелета человека, таблицы «Строение костей», «Типы соединения костей»; простейшие шины, перевязочный материал, косынки.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Каждому учащемуся предлагается контрольная карта, включающая 3 задания. Ученики могут выполнять задания в разной последовательности, все или на выбор. От количества выполненных заданий будет зависеть оценка.
Контрольная карта. Скелет человека.
Из перечня (1-13) выберите и зашифруйте наиболее полные ответы на вопросы (I—XIV):
Какие кости образуют скелет свободной нижней конечности?
Какие кости образуют плечевой сустав?
Какие кости – длинные трубчатые?
Что относится к мозговому отделу черепа?
Какие кости образуют плечевой пояс?
Какие кости образуют тазобедренный сустав?
Какие кости – самые широкие?
Какие кости образуют пояс нижних конечностей?
Что относится к грудной клетке?
Какие кости образуют локтевой сустав?
Какие кости образуют скелет свободной верхней конечности?
Какие кости образуют коленный сустав?
Какие кости Человека особенно развились в связи с прямохождением?
Какие кости человека особенно развились в связи с трудовой деятельностью?
Определите особенности строения скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Выберите из каждой колонки по одному соответствующему ответу, начиная с первого. Ответы зашифруйте последовательными цифрами, разделив их запятыми на 5 групп:
1. Грудная клетка
Стопа
Позвоночник
Верхняя конечность
Таз
С изгибами
Расширена в стороны
Сводчатая
Широкий, как чаша
Большой палец противопоставляется остальным
Опора для внутренних органов
Защита внутренних органов
Удерживание орудия труда
Пружинит, смягчает толчки при движении
Выбери правильные утверждения.
Пояс нижних конечностей состоит из крестца и практически неподвижно соединенных с ним двух тазовых костей.
Такие части скелета, как череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов – мозга, легких, сердца, кишечника.
Пясть, предплюсна и плюсна входят в состав стопы.
Соединение позвонков крестца между собой и с костями газа – пример полуиодвижно- го соединения костей.
Голень не входит в состав скелета верхних конечностей.
Седалищные лобковые и подвздошные кости таза являются трубчатыми костями.
Суставная или синовиальная жидкость, находящаяся в полости сустава, действует как смазка и способствует уменьшению трения.
К грудине прикрепляется десять пар ребер.
При длительном стоянии вследствие давления массы тела на хрящевые прослойки позвоночника длина его уменьшается.
Строение таза отличается от строения позвоночника, потому что кости их имеют разный химический состав.