Раздел 4. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ
Цели: Познакомить с содержанием понятий «хозяйство», «отрасль», «сфера», «географическое разделение труда», «межотраслевой комплекс». Сформулировать представление об особенностях структуры хозяйства России. Формировать умения работать со статистическими материалами, развивать умение работать с учебниками, составлять логические схемы.
Оборудование: Контурная карта, текст учебника.
Ход урока
Организационный момент
Изучение нового материала
Мы приступаем к изучению хозяйства (экономики) России. Что же такое хозяйство России?
Запись в тетрадь
Хозяйство – это совокупность предприятий и учреждений, удовлетворяющих своей работой потребности населения.
Это взаимосвязь людей (рабочей силы) и средств производства, состоящих из средств труда (то, чем или с помощью чего работает человек) и предметов труда (то, что он обрабатывает). (По уч. А.)
Главной задачей хозяйства (экономики) является обеспечение населения продуктами питания, одеждой, обувью, другими материальными благами и услугами.
Общество любой страны должно решить 3 проблемы:
а) что производить (пушки или масло);
б) как производить (какие технологии и ресурсы использовать);
в) для кого они будут предназначены (какой части населения необходимы и как географически распределены по стране).
Хозяйство состоит из отраслей. А что такое отрасль?
Запись в тетрадь
Отрасль – это совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, или учреждений, оказывающих однородные услуги. Совокупность отраслей составляет экономику страны. Например: все автомобильные заводы страны образуют отрасль – автомобилестроение; а все медицинские учреждения (больницы, поликлиники и др.) образуют другую отрасль – медицину (или здравоохранение).
Хозяйство часто делят на две сферы: производственную (материальную) и непроизводственную (нематериальную). Производственная сфера состоит из отраслей, производящих материальные блага (машины, мебель, продукты питания и др.). Не
Определите структуру экономики России в 1999 году (по рис. 25, с. 74, уч. Д.).
Хозяйство можно представить в виде следующей схемы, которую учитель чертит на доске, а учащиеся в тетради.
производственная сфера оказывает услуги (образовательные – образование, медицинские – медицина, услуги связи и пр.).
Какие отрасли являются ведущими в производственной сфере? (Промышленность, торговля и общественное питание, сельское хозяйство.)
Какие отрасли являются ведущими в непроизводственной сфере? (Народное образование, культура и искусство; здравоохранение; управление, финансы и кредит.)
Определите, какие отрасли являются ведущими в стране (по табл. 7, с. 115, уч. А.). Почему эти отрасли являются ведущими? (Ведущей отраслью являются промышленность и строительство. В этих отраслях занято 30% населения. На втором месте стоят отрасли непроизводственной сферы – здравоохранение, образование, наука, культура, спорт – 20%. Структура хозяйства меняюсь в течение второй половины 20 века. Так, доля занятых в промышленности росла с 1940 г. по 1980 г., за счет уменьшения занятых в сельском хозяйстве, т. к. в России шел процесс индустриализации хозяйства. Увеличилась доля занятых в отраслях непроизводственной сферы с 7% в 1940 г. до 20% в 1999 г. Главная причина (фактор) этих изменений – технический прогресс и связанные с ним изменения эффективности работы различных отраслей.)
Хозяйство делится и на межотраслевые комплексы – МОК. Это группы взаимосвязанных отраслей, частично перекрывающих друг друга: машиностроительный, агропромышленный, транспортный, военно-промышленный, химико-лесной и др.
Хозяйство также делят и на 3 сектора:
Первичный сектор (уч. А., с. 105.).
Первичный сектор экономики составляют охота и рыболовство, сельское хозяйство, лесное хозяйство (охрана и восстановление лесов), лесозаготовки, горнодобывающая промышленность.
Вторичный сектор (уч. Д., с. 74.).
Вторичный сектор составляют обрабатывающие отрасли и строительство.
Третичный сектор.
Третичный сектор стал преобладающим в развитых странах. Это сфера непроизводственная – наука, финансовая сфера, информация, услуги. Науку и управление часто выделяют в четвертичный сектор хозяйства.
В России до сих пор преобладающей отраслью является промышленность, ведущей сферой – производственная. Россия отстает в развитии экономики технологиче
ски, у нас преобладает вторичный сектор экономики, т. е. обрабатывающая промышленность.
Страны проходят 3 этапа в развитии общества и экономики:
Доиндустриальный (аграрный).
Большая часть трудоспособного населения занята в сельском хозяйстве (Россия в XIX в.).
Индустриальный.
Ведущей отраслью хозяйства является промышленность. (Развитые страны прошли этот этап в XIX веке и начале XX века. Россия сейчас находится на этом этапе развития.)
Постиндустриальный.
Этап развития, при котором ведущими отраслями являются наука, информатика, связь, сфера услуг. Этот этап у России в будущем.
Задания:
Определите, на каком этапе развития общества и экономики находится ваш регион.
По табл. 4, с. 316 (приложения) уч. А. (уч. Д., с. 60, табл. 18) определите ведущие отрасли промышленности в вашем регионе.
Какие отрасли имеют рост производства с 1991 по 1999 гг.?
Какие регионы России имеют схожую с вашим регионом структуру хозяйства?
Сравните свой регион со средними данными по России в целом.
Закрепление
В чем особенности структуры экономики России? (Преобладание промышленности в экономике.)
Какие отрасли хозяйства являются ведущими? (Промышленность (добывающая), строительство, торговля, здравоохранение, образование и др.)
В чем отличие доиндустриального, индустриального и постиндустриального этапов развития экономики?
Что является переходным этапом от одного этапа развития экономики к другому? (Промышленная революция (первая техническая), вторая техническая и НТР, НТР – переход от индустриального этапа к постиндустриальному.)
Какие районы России находятся на доиндустриальном этапе развития? (Калмыкия, Тыва, Эвенкийский АО, Чукотка.)
На каком этапе развития экономики находятся Москва и Санкт-Петербург? (Постиндустриальный.)
Назовите секторы хозяйства? (Первичный, вторичный, третичный, часто выделяют еще и четвертичный.)
Какое влияние индустриализация хозяйства оказала на занятость работников. (Большая часть работников уехала из сельской местности в город, т. е. перешла из сельского хозяйства в промышленность.)
Домашнее задание
По уч. А.: §23 и §26, вопросы на с. 107, для самооценки 1-8.
По уч. Д.: §13, вопросы на с. 75, вопросы 1-4.
Индивидуальное задание: Составить сообщение о Н. Д. Кондратьеве.