Цели: познакомить с великим музыкантом И.С.Бахом и его творчеством; музыкальным инструментом органом; начать разучивание новой песни «Старый дом».
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать тембр инструмента органа, давать определения общего характера музыки,
распознавать жанры музыки.
Ход урока
Учитель:
Перед вами портрет самого знаменитого немецкого композитора из многочисленного семейства Бахов – Иоганн Себастьян Бах. В переводе с немецкого « бах» означает «ручей».
Учитель:
Скажите, глядя на портрет, можно узнать о судьбе этого композитора?
(Наверное, жизнь была сложная; он смотрит очень сурово)
Учитель:
И.С.Бах смотрит на нас через три столетия. Надеюсь, вы заметили на нем парик с буклями, темный кафтан, на шее белый платок – так одевались музыканты того времени.
Взгляд его действительно серьезен; в жизни у него много было испытаний:
потеря родителей, с десяти лет маленький Бах жил со старшим братом.
Музыка, которую написал композитор, может приоткрыть тайну его бессмертия.
Сейчас с вами послушаем произведение, написанное И.С.Бахом, а потом мы обсудим его звучание.
Слушаем «Токкату и фугу ре минор»
Ребята, что было необычного в этом произведении? (Музыкальный инструмент, музыка)
Молодцы! Вы услышали, что инструмент звучал необычно, и вам он неизвестен.
Этот инструмент называется «орган».
Орган – самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем, как на фортепиано, но он не струнный, а духовой. Говорят, что орган произошел
от флейты Паны. В древней Александрии был изобретен гидравлический орган. Число труб и органа доходит до нескольких тысяч.
В средние века органами заинтересовалась церковь. В храмах были построены большие и малые органы.
Вы теперь знаете, какой инструмент исполняет «Токкату и фугу ре минор» И.С.Баха. Давайте мы еще раз ее послушаем.
Ребята, перед вами карточки с эпитетами, выберите те, которые характеризуют звучание музыкального инструмента «органа».
(торжественно, мощно, величественно, ярко)
Наше знакомство с музыкой великого немецкого композитора еще не закончилось. И.С.Бах сочинил свыше 1000 музыкальных произведений. Они написаны в разных жанрах. Сегодня мы разучим песню «За рекою старый дом». (Педагог исполняет песню И.С.Баха)
Скажите, к какому жанру можно отнести эту песню? (Жанр колыбельной)
Какой характер песни? ( Плавный, спокойный, величественный)
Что необычного в мелодии? ( Распеваются слоги)
Прежде, чем мы с вами приступим к разучиванию, что нам необходимо сделать? (Дыхательную гимнастику, артикуляционную зарядку, распевку)
Дыхательная зарядка
(Заменяет физминутку; это упражнения А.Стрельниковой).
Упражнения: «Ладошки», «Обними плечики».
Чтобы было понятно, что вы поете, мы с вами должны сделать еще одну зарядку – для губ, щек, язычка.
Артикуляционная зарядка
Упражнение 1. «Футбол».
Покалываем язычком щеку, при этом надо рот держать закрытым.
Упражнение 2. «Дразнилка».
Вытаскиваем язык, при этом прикусываем его зубами.
Распевание
Итог урока