Урок 22 Тема: «Чуткость и отзывчивость»

0
904
программирование


Чуткость – это высочайшая степень внимания

к нуждам другого человека.

Аль-Харизи, арабский учёный, поэт

Цель: раскрывать значение понятий «отзывчивость» и «чуткость».

Задачи:

формировать умение сопереживать;

– развивать творческое воображение;

– воспитывать такие нравственные качества, как «отзывчивость», «чуткость».

Круг радости.

Учитель приглашает детей в круг и предлагает им, приложив руку к груди, послушать своё сердце. Потом повернуться, прижаться друг к другу спиной и послушать, как бьётся сердце друга.

– Кто услышал, как бьётся сердце вашего товарища?

– Слышали ли вы выражение «чуткое сердце»?

– Как вы его понимаете?

(Ответы детей).

Обобщение

– Про людей, которые умеют сочувствовать, сопереживать, всегда готовы прийти на помощь говорят, что у них чуткое сердце.

Сегодня на уроке мы будем говорить о таких важных для человека качествах, как чуткость и отзывчивость.

Цитата урока.

Учитель обращает внимание детей на цитату, которая написана на доске: «Чуткость – это высочайшая степень внимания к нуждам другого человека» – Аль-Харизи – арабский учёный, поэт.

– Как вы понимаете эти слова?

Обобщение

– Чуткость и отзывчивость – это умение сочувствовать, сопереживать и при необходимости помогать окружающим, заботиться о них.

Вариант А

Чтение Э.И Ивашова « Подводное царство»

Вот собрались как-то раз

Ерш, осётр и карась.

И морской конёк приплыл.

Они плавали, резвились

И прекрасно веселились

Только ерш вдруг увидал,

Что морской конек пропал.

И куда же он исчез?

Ерш поплыл в подводный лес.

В голосе появляется тревожная интонация.

Крик о помощи услышал

И поплыл чуть-чуть потише.

«Где-то здесь, наверняка,

Я найду следы конька».

Видит – тина здесь растет,

Он еще поплыл вперед.

В ней сидит морской конек –

С головы до самых ног

Этой тиной окружен –

И не может выйти он.

Сразу рыбы все приплыли,

Помогать коньку решили –

Ничего не получилось,

Еще хуже закрутилось.

Темп речи ускоряется.

Ерш кричит: «Шикарный хвост,

Отзовись, вуалехвост».

А тот мимо проплывал; –

И ершу он так сказал:

Произносит слова неторопливо, размеренно.

«Ты зачем, малявка ерш,

Громко так меня зовешь?»

И кричит ерш: «Помоги,

Ты конька освободи!»

«Нет, – сказал вуалехвост, –

Очень жалко мне свой хвост,

Также жалко красоту,

Не полезу в тину ту».

Только вдруг явился тут

Секретарь Нептуна – спрут.

Лишних слов не говоря,

Чин забыв секретаря,

Враз конька освободил.

Некрасив на вид – а мил.

Как его благодарили,

Во все игры пригласили,

И без устали резвились,

Целый месяц веселились .

Кто проявил отзывчивость?

Какое качество проявил вуалехвост?

Вариант Б.

Рассказ учителя

(Изложение содержания рассказа В Сухомлинского «Глухая девочка»)

В больнице есть детская палата. В ней лежали семь девочек, у каждой – своя болезнь. Все они уже выздоравливали, и им было скучно.

Старшей в палате была тринадцатилетняя Таня, чувствовала она себя как бы руководителем маленького детского коллектива. Открыв окно, Таня смотрела на цветущий сад.

– Уже и сирень цветет… – задумчиво сказала девочка. – И тюльпаны зацвели. Девочки, давайте принесем в палату цветок и поставим в стакан. Как это будет хорошо!

– Ой, как хорошо! – обрадовались все.

Молчала только одна девочка – восьмилетняя Нина. Она была глухая.

Нина хорошо поняла, о чем идет речь. Ей тоже было радостно: в палате – цветок! Ей тоже хотелось кивнуть головой в знак согласия и радостно улыбнуться, но она почувствовала, что Таня у нее не спрашивает.

– А какой же мы цветок поставим – сирень или тюльпан? – снова спросила Таня.

– Сирень! – хотелось одним девочкам.

– Тюльпан! – хотелось другим.

Ни Тане, ни другим девочкам почему-то и в голову не пришло, что можно поставить два цветка – и сирень, и тюльпан. Их увлекла игра, играть было интересно.

– Нет согласия, – вздохнула Таня, – спросим у каждого. Какой цветок поставим на стол – сирень или тюльпан?

Трем хотелось сирень, трем – тюльпан.

– Что же теперь делать? – задумчиво спросила Таня. В ее глазах играла радостная усмешка: Таню больше всех увлекла игра. Увлеклись игрой и другие девочки.

– Что же делать – трое за тюльпан и трое за сирень… – еще раз промолвила Таня, как бы размышляя вслух.

Вдруг ее взгляд упал на Нину. Глухая девочка сидела у окна, на ее глазах дрожали слезы. Это были слезы обиды, несправедливости. О ней забыли, ее не спрашивали, какой цветок ей хочется.

– Ой! – воскликнула Таня. – О Нине-то мы и забыли… Какой цветок тебе хочется – сирень или тюльпан?

Нина улыбнулась и тоненьким пальчиком нарисовала в воздухе цветок тюльпана. Таня пошла за цветком тюльпана. Нина, улыбаясь, смотрела в окно.

Почему обиделась Нина?

Почему Нина улыбнулась?

Обобщая ответы детей, учитель акцентирует внимание на том, что равнодушие может ранить человека. Хорошо, что Таня заметила обиду Нины и проявила чуткость.

– Чему вас научил этот рассказ?

Проявление внимания к окружающим, забота о них, стремление помочь это и есть проявление чуткости.

Вариант В.

Рассказ учителя

(Изложение содержания рассказа Е.Бехлеро в ой «Ка пустный лист» )

Нес зайчик лист капусты. Лист был большой, круглый, и зайчик шел и радовался: — Ну и позавтракаю же я на славу! Вдруг он услышал жалобный писк. Это воробышек лежал под кустом: злой мальчишка подшиб его камнем.

– Пить, пить, – стал просить воробышек.

Зайчик сразу побежал к реке, принес воды в капустном листе и напоил раненого воробья.

«Ну, а сейчас-то я наемся до отвала, до дома уже рукой подать», – подумал зайчик и пошел дальше. А в это время хлынул дождь.

«Подумаешь, дождь! Не боюсь тебя!» – сказал зайчик и припустил со всех ног домой. И снова его кто-то тихонько окликнул:

– Зайчик, спаси! Это бабочка лежала в траве.

– Если дождь намочит крылья, я не смогу взлететь.

– Иди под зонтик! – сказал зайчик и поднял капустный лист над бабочкой. И даже сам под ним поместился.

Дождь скоро прошел. Бабочка сказала спасибо и улетела, а зайчик взял свой лист и побежал дальше. Но едва он подошел к реке, как увидел в воде полевую мышку. Она еле держалась за тонкую веточку, и вода уже захлестывала ее.

«Пожалуй, утонет…» – подумал зайчик. Недолго думая, кинул свой лист в воду.

– Вот тебе лодка, спасайся! Мышка взобралась на лист и приплыла к берегу.

– Спасибо тебе, зайчик! – сказала она и убежала. А тем временем капустный лист подхватило течением, и он уплыл, издали похожий на зеленую круглую лодочку.

– Эх, уплыл мой завтрак! – воскликнул зайчик. – Ну, ничего, зато я напоил воробышка, спрятал от дождя бабочку и спас полевую мышку.

Какое качество проявил зайчик?

Обобщение.

– Проявление внимания к окружающим, забота о них, стремление помочь это и есть проявление чуткости.

Наедине с собою.

Учитель обращается к детям: «Подумай о своей семье и своих друзьях. Направь свои мысли к тому, кому особенно нужны твои любовь и внимание. А теперь закрой на мгновение глаза и почувствуй в своем сердце любовь, которую ты испытываешь к этому человеку. Представь, что сила твоей любви такова, что ее лучи достигают человека, которого ты любишь. Чего бы ты хотел пожелать ему? Счастья, здоровья, уверенности?.. Когда ты почувствуешь, что твоя любовь окружает этого человека со всех сторон, снова открой глаза…». (2-3 минуты.)

– Сейчас мы мысленно пожелали своим близким счастья, здоровья, успехов, может быть, помогли советом, тем самым мы проявили чуткость.

– А как ещё мы можем проявить чуткость и отзывчивость? (ответы детей)

Важно проявлять чуткость и отзывчивость не только на словах, но и в делах и поступках.

Игра « Чуткое сердечко»

Учитель читает детям пословицу: « Чуткое сердечко, что ласковое словечко».

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

– Действительно, добрые и ласковые слова всегда поддерживают человека, улучшают его настроение. И это тоже проявление чуткости.

Учитель просит ребят подумать и назвать слова, которые могут поддержать, ободрить в трудную минуту.

Например: «Ты умница, у тебя все получится; не стоит расстраиваться, ты можешь рассчитывать на мою поддержку; не огорчайся, что ты не участвуешь в конкурсе танцев, зато твой рисунок взяли на выставку и т.д.».

В конце игры педагог обсуждает с детьми, что они почувствовали и что родилось в их сердце, когда им подарили слова поддержки и сочувствия.

Разминка «Кто что любит»

Учитель просит каждого ответить на три вопроса:

– Что ты любишь больше всего?

– Кого ты любишь болыше всего?

– Что ты любишь делать болыше всего?

Затем дети по очереди зачитывают свои ответы, и педагог просит всех запомнить, что любят их друзья.

Домашнее задание

Задание 1

Учитель предлагает детям провести неделю чуткого отношения друг к другу, напоминая о том, что чуткий человек всегда помнит , что нравится егодрузьям, и проявляет к ним внимание и заботу.

Круг от сердца к сердцу.

– Ребята! Вот и закончился еще один урок самопознания. Сегодня мы узнали о таких прекрасных качествах человека, как отзывчивость и чуткость. Встанем рядышком. Нам всем приятно, что рядом – хорошие, чуткие, отзывчивые люди – наши одноклассники и одноклассницы.

Учитель просит детей улыбнуться и подарить друг другу добрые слова.

Самопознание, поурочные планы для 2 класса