Ц е л и: ознакомить учащихся с понятиями «простые и сложные предложения»; сформировать представление о простых и сложных предложениях.
Х о д у р о к а
I. Актуализация опорных знаний.
Н а д о с к е записаны пословицы.
Вставьте нужные по смыслу антонимы в пословицы:
1. Декабрь год ______ , зиму ______.
2. _______ говори, да ______ делай.
3. _______ земля, _______ рук не любит.
4. У мудрого человека _______ уши и ______ язык.
5. Иди _______ , а оглядывайся _______.
С л о в а д л я с п р а в о к: черный – белый, провожает – встречает, вперед – назад, длинный – короткий, меньше – больше.
– Какие однородные члены предложения вы встретили в тексте пословиц?
II. Формирование новых знаний.
1. Упражнение 74 учащиеся выполняют по заданию учебника.
1) Устно объясняют, в прямом или в переносном значении употреблены глаголы «дымится» и «разгорается».
2) Выписывают грамматическую основу каждого предложения.
2. Постановка учебной задачи.
– Чем отличается последнее предложение от предыдущих? (Две грамматические основы.)
– Мы наблюдали раньше такое явление? Какую задачу поставим на сегодняшнем уроке? (Узнать о предложениях с двумя грамматическими основами.)
– Прочитайте сообщение на с. 43.
– Как называются предложения с одной грамматической основой?
– Найдите в тексте упражнения простые предложения.
– Какие предложения называются сложными?
– Найдите в тексте сложное предложение. Запишите его в тетрадь.
– Что вы можете сказать о расстановке знаков препинания в сложном предложении?
3. Учитель организует предварительную подготовку по вопросам к тексту, ответы к которым будут служить «узелками» памяти при письменном воспроизведении.
П и с ь м о по памяти.
– Прочитайте первый отрывок. Сколько в нем предложений?
– Как называется первое предложение? Почему?
– Что можете сказать о втором предложении? Сколько в нем грамматических основ?
– Как соединяются простые предложения в составе сложного? (С помощью союза и.)
– Что можете сказать о расстановке знаков препинания в сложном предложении?
Аналогично разбирают остальные отрывки. Учащиеся выбирают один отрывок, записывают его по памяти. По окончании работы сверяют написанное с текстом, подчеркивают грамматические основы предложений.
Прочитайте сведения о языке на с. 44.
– Как соединяются простые предложения в составе сложного? Что можете сказать о расстановке знаков препинания в сложных предложениях?
III. Закрепление.
1. С л о в а р н а я р а б о т а.
З а п о м и н а е м слово прекрасный.
● Лексическая работа. Учащиеся объясняют значение слова.
(Прекрасный – отличающийся необыкновенной красотой, очень красивый.)
– Подберите к этому слову синонимы и антонимы.
Работа в парах.
(Синонимы: великолепный, красивый, пригожий.
Антонимы : безобразный, отвратительный.)
Составьте с новым словарным словом словосочетание и запишите его.
2. В ы п о л н е н и е упражнения 77. Комментированное письмо.
Ученик, работающий у доски, объясняет написание пропущенных орфограмм; подчеркивает грамматические основы; определяет вид предложения (простое или сложное).
3. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а.
Выпишите из текста сложные предложения, подчеркните грамматические основы. По окончании работы – с а м о п р о в е р к а.
IV. Итог урока.
– С какими предложениями познакомились на уроке?
– Какие предложения называются простыми? Какие – сложными?
Н а д о с к е записано стихотворение.
Где поставить запятую?
Очень-очень странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Песик
Из ружья стреляет,
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей схватил зерно
Да как каркнет,
Улетая:
– Вот что значит
Запятая!
Б. Заходер
– Расставьте запятые правильно. Объясните свое решение.
– Сколько простых предложений в составе этого сложного предложения?
Домашнее задание: упражнение 78.