Урок 22 ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

0
591

Ц е л и: ознакомить учащихся с понятиями «простые и сложные предложения»; сформировать представление о простых и сложных предложениях.

Х о д у р о к а

I. Актуализация опорных знаний.

Н а д о с к е записаны пословицы.

Вставьте нужные по смыслу антонимы в пословицы:

1. Декабрь год ______ , зиму ______.

2. _______ говори, да ______ делай.

3. _______ земля, _______ рук не любит.

4. У мудрого человека _______ уши и ______ язык.

5. Иди _______ , а оглядывайся _______.

С л о в а д л я с п р а в о к: черный – белый, провожает – встречает, вперед – назад, длинный – короткий, меньше – больше.

– Какие однородные члены предложения вы встретили в тексте пословиц?

II. Формирование новых знаний.

1. Упражнение 74 учащиеся выполняют по заданию учебника.

1) Устно объясняют, в прямом или в переносном значении употреблены глаголы «дымится» и «разгорается».

2) Выписывают грамматическую основу каждого предложения.

2. Постановка учебной задачи.

– Чем отличается последнее предложение от предыдущих? (Две грамматические основы.)

– Мы наблюдали раньше такое явление? Какую задачу поставим на сегодняшнем уроке? (Узнать о предложениях с двумя грамматическими основами.)

– Прочитайте сообщение на с. 43.

– Как называются предложения с одной грамматической основой?

– Найдите в тексте упражнения простые предложения.

– Какие предложения называются сложными?

– Найдите в тексте сложное предложение. Запишите его в тетрадь.

– Что вы можете сказать о расстановке знаков препинания в сложном предложении?

3. Учитель организует предварительную подготовку по вопросам к тексту, ответы к которым будут служить «узелками» памяти при письменном воспроизведении.

П и с ь м о по памяти.

– Прочитайте первый отрывок. Сколько в нем предложений?

– Как называется первое предложение? Почему?

– Что можете сказать о втором предложении? Сколько в нем грамматических основ?

– Как соединяются простые предложения в составе сложного? (С помощью союза и.)

– Что можете сказать о расстановке знаков препинания в сложном предложении?

Аналогично разбирают остальные отрывки. Учащиеся выбирают один отрывок, записывают его по памяти. По окончании работы сверяют написанное с текстом, подчеркивают грамматические основы предложений.

Прочитайте сведения о языке на с. 44.

– Как соединяются простые предложения в составе сложного? Что можете сказать о расстановке знаков препинания в сложных предложениях?

III. Закрепление.

1. С л о в а р н а я р а б о т а.

З а п о м и н а е м слово прекрасный.

Лексическая работа. Учащиеся объясняют значение слова.

(Прекрасный – отличающийся необыкновенной красотой, очень красивый.)

– Подберите к этому слову синонимы и антонимы.

Работа в парах.

(Синонимы: великолепный, красивый, пригожий.

Антонимы : безобразный, отвратительный.)

Составьте с новым словарным словом словосочетание и запишите его.

2. В ы п о л н е н и е упражнения 77. Комментированное письмо.

Ученик, работающий у доски, объясняет написание пропущенных орфограмм; подчеркивает грамматические основы; определяет вид предложения (простое или сложное).

3. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а.

Выпишите из текста сложные предложения, подчеркните грамматические основы. По окончании работы – с а м о п р о в е р к а.

IV. Итог урока.

– С какими предложениями познакомились на уроке?

– Какие предложения называются простыми? Какие – сложными?

Н а д о с к е записано стихотворение.

Где поставить запятую?

Очень-очень странный вид:

Речка за окном

Горит,

Чей-то дом

Хвостом виляет,

Песик

Из ружья стреляет,

Мальчик

Чуть не слопал

Мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед

Влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как каркнет,

Улетая:

– Вот что значит

Запятая!

Б. Заходер

– Расставьте запятые правильно. Объясните свое решение.

– Сколько простых предложений в составе этого сложного предложения?

Домашнее задание: упражнение 78.