Урок 22. Политические права и свободы

0
648

Цели: подвести учащихся к пониманию значения политиче­ских прав и свобод в жизни современного общества; ознакомить учащихся с последними политическими событиями в нашей стра­не, политическими партиями и их основными программными требованиями; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; спо­собствовать воспитанию у учащихся понимания важности влияния политических событий происходящих в стране на жизнь каждого человека.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (свобода собраний; свобода ассоциаций; свобода слова; цензура, гласность), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Социальные права человека»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 46-48.

КАРТОЧКА № 46

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Какие направления в социальной политике нашей страны можно считать приоритетными?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Каким образом социальные права человека связаны с его эконо­мическими правами?

– От каких факторов зависит социальное положение человека в об­ществе?

– Как государство может способствовать повышению социального положения человека?

– Каковы основные направления социальной политики Правитель­ства России?

– Какими чертами характеризуется социальное государство?

– Каких результатов удалось добиться нашей стране в улучшении социальной защищенности человека?

– Какие проблемы в области социальной политики по-прежнему ос­таются напряженными?

– Какие слои общества нуждаются в первоочередной помощи от го­сударства?

– В чем главные причины социальных проблем российского об­щества?

– Из каких источников государства берет средства на проведение социальной политики?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 47

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Почему проблемы жилья и здравоохранения остаются одними из главных проблем в социальной политике России?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Как в Конституции СССР закреплялось право человека на жилище?

– Почему государство в условиях экономического спада не может обеспечить своих граждан бесплатным жильем?

– Каким слоям общество сложно обеспечить себя достойным жильем?

– Как в Конституции РФ сформулировано право человека на жи­лище?

– В каких случаях человек может быть лишен своего жилья?

– Как государство может поощрить своих граждан в желании постро­ить или приобрести новое жилье в частную собственность?

– Каким образом в нашей стране формируется рынок жилья?

– Какие изменения произошли в системе здравоохранения на рубеже XX-XXI вв.?

– Может ли современная медицина быть бесплатной?

– Какие преимущества имеет страховая медицина перед бесплатной?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 48

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Как в нашей стране реализуется право на социальное обеспечение?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Какие категории людей имеют право на первоочередную социаль­ную защиту со стороны государства?

– Какие социальные права человека закреплены в российских и ме­ждународных законодательных документах?

– Почему существует разница в российских и международных гаран­тиях социальных прав человека?

– Какую роль, в социальном обеспечении нуждающихся играют бла­готворительные организации?

– Как государство может поощрять благотворительность своих граждан?

– Почему дети и подростки особенно нуждаются в социальной за­щите со стороны государства?

3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

ВАРИАНТ Б

– Заполните пропуски.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой… (го­сударства).

2. Забота о детях, их воспитание – равное… (право) и… (обязан­ность) родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться

о… (нетрудоспособныхродителях).

Статья 39

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение… (по возрас­ту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспита­ния детей) и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавлива­ются… (законом).

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и… (благотвори­тельность).

ВАРИАНТ В

Фронтальный опрос

Что такое социальные права граждан? (К социальным правам относятся право на социальное обеспечение, право на образо­вание, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые права ребенка и права инвалидов.)

– Какие слои общества наиболее нуждаются в социальной защищенности? (Дети, пенсионеры, инвалиды.)

Почему благотворительность в нашей стране не получила такого распространения, как в странах Запада? (Отсут­ствие традиций благотворительности и налоговых льгот для предпринимателей, занимающихся благотворительно­стью и меценатством.)

Какой должна быть медицина: бесплатной, платной или страховой? (Должно быть разумное сочетание бесплатной, страховой и платной медицины.)

– В каких документах закреплены социальные права граждан России? (В Конституции РФ.)

3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 46, № 47 и № 48, отзывы одноклассников

III. Изучение новой темы

План

1. Право участвовать в управлении делами государства.

2. Право на равный доступ к государственной службе.

3. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

Задача для учащихся: выяснить, кто может участвовать в управлении делами государства. Как осуществляется непосред­ственное участие граждан в управлении государством?

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

Учебник 1 (с. 297-300) или учебник 2 (с. 60-68).

Задание для учащихся: выяснить роль граждан в управлении делами государства. Каким образом осуществляется это право?

Варианты ответа:

• Граждане России имеют право участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих пред­ставителей.

• Решение, кто будет представлять их интересы в законода­тельном органе власти, принимается на выборах.

• Избирательное право является всеобщим для лиц, достиг­ших 18 лет, независимо от пола, расы, национальности, ве­роисповедания, места жительства, образования. Исключение составляют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными.

• Избирательное право является равным.

• Выборы в России являются прямыми и проводятся путем тайного голосования.

• Каждый гражданин Российской Федерации имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления. Возрастной ценз для Государственной Думы – 21 год, для избрания Президентом Российской Федера­ции – 35 лет, а также проживание в России не менее 10 лет.

• Участие в управлении может осуществляться через референ­дум, проводящийся по таким же принципам, что и выборы депутатов.

2. Рассказ учителя о праве граждан на равный доступ к го­сударственной службе (в объеме материала учебника)

Учебник 1 (с. 299) или учебник 2 (с. 60-68).

Задание для учащихся: почему не каждый гражданин России пользуется правом на равный доступ к государственной службе?

3. Самостоятельная работа учащихся с дополнительным материалом (см. ниже)

Задание для учащихся: почему среди многих граждан сущест­вует недоверие органам государственной власти?

У. Подведение итогов урока

– Кто может участвовать в управлении делами государства?

– Как осуществляется непосредственное участие граждан в управлении государством?

– Каковы возможности влиять на принятие государственной властью политических решений?

Домашнее задание

1. Прочитать § 46 учебника 1 (с. 297-300) или § 8 учебника 2 (с. 60-68).

2. Подготовить устные ответы на вопросы:

– Каким образом граждане России участвуют в управлении государством?

– Как складываются отношения между гражданами и госу­дарством?

3. Выполнить в тетради задания 3 и 4 на с. 304 учебника 1 или практикум на с. 69 учебника 2.