Цели урока: познакомить учащихся с общими особенностями природы и населения Евразии и Северной Америки, расширить и углубить знания об основных компонентах природы северных материков, продолжить развитие умений работать с картами различного содержания.
Средства обучения: карты мира атласа (строения земной коры, физическая, климатическая, климатических поясов и областей, почвенная, растительности, природных зон, народов, урбанизации и плотности населения, экологических проблем).
Основные представления и понятия: материк (континент), географическое положение материка, платформа, складчатый горный пояс, климатический пояс, природная зона; раса, этнос, аборигены; Великие географические открытия, миграции людей; природные богатства.
Межпредметные связи: древние государства на территории Евразии и Северной Америки (история)
План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)
1. Группа северных материков
Беседа. Актуализация знаний учащихся. Работа с вопросами, стоящими перед параграфом (§ 21, стр. 80).
Практическая работа. Определить географическое положение каждого из материков, установить черты сходства и различия. Сделать предварительные выводы о влиянии географического положения на природу материков.
2. Общие черты природы Евразии и Северной Америки
Объяснение учителя. Причины сложного рельефа материков, богатство месторождениями полезных ископаемых; разнообразие климатических условий и богатство водами суши.
Практическая работа. Анализ карт и установление особенностей в размещении природных зон на двух материках; выявление черт сходства и различий в сходных природных зонах.
Беседа. Природа какой группы материков более разнообразна? Почему?
3. Особенности населения северных материков
Беседа. Где и какие первые государства и города существовали на территории Евразии и Северной Америки? Какие миграции людей проходили на этих материках? Какие большие этносы живут в Евразии и Северной Америке? На языках какой семьи говорят многие народы северных материков?
Рассказ учителя. Особенности населения (его численность, расовый и этнический состав, размещение, особенности культур, вклад в развитие цивилизации и т. д.)
Практическая работа. Анализ карт мира атласа (народов, плотности населения, политической) для выявления этнического состава, областей наибольшей плотности населения, разнообразия стран по площади, географическому положению и другим признакам различия.
Закрепление изученного.
На каком основании географы объединяют материки Земли в две большие группы?
История формирования какой группы материков более сложная? Приведите доказательства.
Какими полезными ископаемыми наиболее богата каждая группа материков?
Климат какой группы материков более разнообразен? Почему?
На каких материках есть большие объемы всех видов вод суши? Почему?
Назовите самые большие по площади природные зоны на южных и северных материках. На каких материках больше природных зон? С чем это можно объяснить?
На какую группу материков приходится большая часть населения Земли? Почему?
Природа каких материков наиболее пострадала в результате хозяйственной деятельности?
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку